Звездная пыль | Кино | Time Out

Звездная пыль

Денис Рузаев   8 августа 2007
4 мин
Звездная пыль
Экшен-фэнтези по одноименному роману Нила Геймана, вдохновленное сказочным кино 80-х и по-настоящему очень смешное и веселое.

Тристан (Кокс), неуверенный в себе деревенский юноша с широченной улыбкой, одной темной ночью признается в любви самой красивой девушке в округе (Миллер). Та глядит с легким недоумением и, разумеется, на правах местного эстетического идеала может ему и отказать. Впрочем, их свидание прерывается падением неопознанного летающего объекта. Девица вскрикивает «Тристан, звезда упала!», ну а тот, чувствуя, что ночь не задалась, тут же дает весьма наивное обещание за звездой сбегать и принести ее к ногам любимой. С горем пополам герой выбирается из родной деревни — ту окружает волшебная стена, созданная как раз для того, чтоб такие смельчаки сидели по домам, и охраняемая старичком-каратистом. Да вот только на месте падения никакой звезды нет, зато лежит блондинка в полуобморочном состоянии (Дэйнс). Тристан, как любой воспитанный молодой человек из сельской местности, пользуется случаем, чтобы поинтересоваться, где тут звезды падают, за чем следует совершенно феерический диалог: «Да, я тут упала!» (после паузы и фирменной улыбки) — «Так ты — звезда? Вот здорово!».

Здорово? Не то слово. Белокурая звезда оказывается и милей и краше мгновенно забытой деревенской красотки, так что чувства разгораются без промедлений. Правда, Тристан — не единственный претендент на упавшее сокровище. Три престарелых ведьмы во главе с Мишель Пфайффер намерены с помощью звезды вернуть себе молодость. Три сына умирающего короля в компании призраков еще четырех своих уже почивших братьев тоже имеют на звезду свои виды. Так что легкой жизни у парня и его находки не предвидится — им на пути еще встретятся пираты на летающем корабле (капитана которых, усача с повадками гея по фамилии Шекспир, играет сам Роберт Де Ниро), ушлый торговец, колдуньи, единороги и масса прочей славной живности.

«Звездная пыль» снята по одноименному произведению англичанина Нила Геймана, человека, который всерьез занялся скрещиванием древней мифологии с современной, получив в итоге нетипичные постмодернистские страшилки. К примеру, в «Американских богах» древние духи и божества объединялись с целью уничтожить более удачливых идолов нового времени, таких, как интернет и ТВ. Подобных страстей в «Звездной пыли» еще нет — это нормальное фэнтези, разве что написанное человеком, выросшим на экшен-историях. Возможно, именно то, что это экшен-фэнтези, и сыграло роль в нелогичном на первый взгляд выборе режиссера экранизации. Мэтью Вон, продюсер первых фильмов Гая Ритчи, в своей режиссерской карьере до этого успел отметиться только «Слоеным пирогом» — криминальной лентой, снятой в духе «Карт, денег, двух стволов». Его имя не приходит на ум, когда думаешь о фильмах с говорящими деревьями и волшебными порталами. Тем не менее Вону — с его незашоренным для жанра взглядом — удается многое: историю он рассказывает внятно, а милая болтовня героев редко затягивается и быстро переходит в чистое действие.

Вон, очевидно, черпал вдохновение в достойных источниках — его картина мало похожа на разбухшие от спецэффектов, но затянутые и скучные образчики детского фэнтези последних лет, зато сильно напоминает те волшебные картины, которые снимали в 1980-х. Кажется, что фильм — из того времени; что он лежал где-то на одной полке с «Лабиринтом» Джима Хенсона и гиллиамовским «Бароном Мюнхгаузеном», пылился до поры до времени, а теперь вот выскочил и отчаянно молодится, стараясь понравиться. Быстро забываешь, что в текстах Геймана немало жанровых штампов. Так же быстро перестаешь обращать внимание на общую нелепость спецэффектов, вызванную ограниченностью бюджета, а в какой-то момент даже ей умиляешься. Подумаешь, спецэффекты… Тут зато актер Кокс, верх прежних достижений которого — третьестепенная роль хихикающего укурка в «Точках над i», к концу фильма становится вылитым Данилой Козловским. А Роберт Де Ниро старательно изображает гея и отплясывает джигу. А актриса Дэйнс мило глазами хлопает и демонстрирует разные степени удивления, — и ничего, кстати, кроме них — идеальная для юной девушки манера поведения. А Мишель Пфайффер просто упрямо гонится за утраченной молодостью. И вот это все и вправду очень смешно и весело.