«“Елена” — не про социальный конфликт» | Кино | Time Out

«“Елена” — не про социальный конфликт»

Иван Чувиляев   1 октября 2011
2 мин
«“Елена” — не про социальный конфликт»
Исполнитель одной из главных ролей в «Елене», Андрей Смирнов, о многомерности фильма Звягинцева.

— «Елена» совсем не похожа на прошлые работы Звягинцева — как думаете, почему? И как вы к «Возвращению» и «Изгнанию» относитесь?

— Я считаю Звягинцева действительно на редкость профессиональным режиссером. Мне очень нравится его первая работа, «Возвращение», я считаю ее гениальной. «Изгнание» мне понравилось куда меньше — по-моему, оно слишком растянуто, хотя там действительно чудесные актерские работы — Балуева, в частности. А судить фильм, в котором я снимался, мне трудно — ну, нечестно это просто.

— А почему вы согласились играть главную, по сути, роль в «Елене»?

— Когда мне Звягинцев эту роль предложил и позвал на пробы, я сразу предупредил, что пробоваться готов, а вот играть не буду — я на тот момент был занят монтажом своего фильма «Жила-была одна баба». Попробовался для приличия, что называется, а потом Звягинцев пришел меня уговаривать. Я бы отказался, но ему повезло — в это время дома были мои жена и дочь, они настояли.

— Это же, получается, фильм про раздробленное общество, лишенное здоровых отношений и каких-либо связей. Про гражданскую войну фактически. И вот ваш новый после 30-летней паузы фильм — тоже про нее. Почему так — предчувствие гражданской войны, как пел Шевчук?

— Это не фильм про раздробленность, мне кажется. Говорить так — значит упрощать картину. Она куда глубже, она не про социальный конфликт. Она про ответственность и про вину. И, мне кажется, у Андрея это получилось — не скатиться в банальную социалку. Это тоже притча, как и прошлые его фильмы, просто немного иначе сделанная. А про социальность — я вот читаю какие-то отзывы — это все критики придумали, которые зачем-то всегда укладывают фильм в простейшие схемы. А это кино все-таки, а не публицистика.