Мы не сторонники разбоя | Кино | Time Out

Мы не сторонники разбоя

Елена Любимова   17 апреля 2008
6 мин
Мы не сторонники разбоя
Герои фильма «Двадцать одно» собираются «выпотрошить» крупное казино.

Time Out вспоминает самые впечатляющие правонарушения в кино.

Люди смотрят комедии, чтобы посмеяться, мелодрамы — чтобы хотя бы в мечтах пережить захватывающие любовные приключения, боевики — чтобы упрочить свою веру в то, что добро всегда побеждает зло.

Но есть один жанр, успех которого объяснить довольно трудно, — это ленты об отпетых мошенниках, виртуозных жуликах, карточных шулерах и ловких ворах, изымающих деньги и ценности у населения способами честными и не очень, без оружия или (в самом крайнем случае) с применением такового. Аферистам на большом экране неизменно везет: они появляются с завидной периодичностью, доказывая, что зрителю всегда интересно наблюдать за тем, как его водят за нос. У киноакадемиков на этот счет свое мнение: например, за все время существования премии «Оскар» только одна лента данного жанра, о которой сказано ниже, была признана лучшим фильмом года и удостоена награды за режиссуру.

В ближайшем будущем пристрастия академиков вряд ли изменятся, так что, возмещая эту несправедливость, постараемся вспомнить самые-самые криминальные таланты.

Золото высшей пробы
Афера (1973, режиссер Джордж Рой Хилл)
Как известно, высший пилотаж ограбления — сделать так, чтобы жертва сама отдала тебе деньги и была счастлива, что благополучно отделалась. Именно этого добились два чикагских мошенника, сыгранные Полом Ньюманом и Робертом Редфордом. Усилия создателей картины были вознаграждены не только благодарной любовью нескольких поколений зрителей, но и семью «Оскарами» (в том числе за лучший фильм года, лучшую режиссуру и лучший сценарий) и тремя номинациями на статуэтку. Да, такая «Афера» стоит свеч…

За пригоршню долларов
Одиннадцать друзей Оушена (2001, режиссер Стивен Содерберг)
Несомненно, сага о шайке грабителей, взявшихся обчистить три крупных казино, — одно из самых шикарных и стильных голливудских творений XXI века. Но… Двенадцать человек — это почти армия, и та жалкая пара миллионов, которою в итоге получил каждый из участников кражи, выглядит ничтожно малой по сравнению с затраченными ими усилиями. Если бы друзья, наделенные такими разными и замечательными талантами, организовали какую-нибудь легальную фирму, например детективное агентство, они смогли бы честно заработать гораздо большие деньги.

Неправильно подобранные партнеры
Аферисты (2004, режиссер Грегори Джейкобс)
Стивен Содерберг предоставил шанс своему неизменному ассистенту на съемочной площадке Грегори Джейкобсу начать собственную карьеру, доверив продюсирование себе любимому и своему стародавнему приятелю Джорджу Клуни. Результатом стала необычайно шустрая и предельно циничная байка про то, как «жадность фраера сгубила». История о мошенниках, которые после удачной хитроумной сделки вместо дележа деньжат начинают обводить друг друга вокруг пальца, была разыграна такими талантливыми актерами, как Джон С. Райли, Диего Луна и Мэгги Джилленхол.

Меркантильный патриотизм
Герои Келли (1970, режиссер Брайан Дж. Хаттон)
На войне всегда есть место подвигу, но и всегда есть место преступлению. Даже такому, как ограбление банка. На этой идее и была построена одна из лучших голливудских военных комедий, в которой небольшой американский отряд под командованием рядового Келли (Клинт Иствуд) во время Второй мировой войны обмозговывает план действий, чтобы ограбить банк с 16 миллионами долларов в золотых слитках. Но вот незадача — банк находится на вражеской территории… В 1984-м француз Бельмондо скопировал этот сюжет для своего военного водевиля «Авантюристы».

Невероятно, но факт
Афера Томаса Крауна (1999, режиссер Джон Мактирнан)
Жутко богатый бизнесмен, заядлый коллекционер и неисправимый аферист Томас Краун (Пирс Броснан) крадет из музея импрессионистский шедевр стоимостью сто миллионов долларов. А затем уворованную картину… возвращает на место, причем так изящно, чтобы и любимая женщина, и зрители были в восторге. Ну, понарушал малость закон — имеет же человек право на острые ощущения… Как вы думаете, зачем он затеял это похищение? Представьте, не для продажи, а чтобы выпить бокал вина наедине с шедевром!

Благородные правонарушители
Как украсть миллион (1966, режиссер Уильям Уайлдер)
Во-первых, герои Одри Хепберн и Питура О’Тула не взяли ничего чужого, поскольку украли с художественной выставки только статуэтку, принадлежащую семье героини Хепберн. Во-вторых, эта статуэтка, которую все принимали за работу Челлини, на самом деле была лишь искусной подделкой, так что ее похищение не нанесло ущерба мировой культуре. В-третьих, исчезновение статуэтки не позволило произвести ее экспертизу, что избавило отца героини, достойного продолжателя семейного бизнеса, — от подделки произведений искусства, а следовательно, и от тюрьмы.

Хорошая девочка
Великолепная афера (2003, режиссер Ридли Скотт)
Копеечный кидала Рой (Николас Кейдж) в паре с прохиндеем Фрэнком (Сэм Рокуэлл) довольствовались несложными аферами, позволяющими им «оставаться на плаву». В их компанию вклинилась очаровательная Анджела (Элисон Ломан) четырнадцати лет от роду и попросила преподать ей пару криминальных уроков. После чего под ее умелым руководством эти взрослые дяди добились огромного успеха в деле отъема денег у одного крупного бизнесмена… Кто сказал, что яйца курицу не учат?

Молодой, многоликий, взаправдашний
Поймай меня, если сможешь (2002, режиссер Стивен Спилберг)
Многие герои фильмов, выдающие себя за других, довольствуются одной личиной и тратят много сил на ее поддержание. Однако специалист по подделке документов Фрэнк Эбэгнейл (Леонардо Ди Каприо) выше столь примитивной игры. В течение фильма он изображает самых разных людей — пилота, врача, юриста, социолога — и добивается удивительных результатов. Все свои «подвиги» он совершил до того, как ему исполнился 21 год. Эбэгнейл — преступник реальный. После отсидки он стал… консультантом в ФБР.
Долларами пользуетесь? А защитные приспособления на некоторых купюрах изобретены им.

Не ограбим, так повеселим
Отпетые мошенники (1988, режиссер Фрэнк Оз)
С наступлением эры видеосалонов в нашей стране «Отпетые мошенники» сделались одной из популярнейших картин, для которой впоследствии коллекционеры освобождали почетное место на полке с кассетами. Эта комедия совершенно неподвластна времени. Сцены, в которых профессиональные кидалы Лоренс (Майкл Кейн) и Фредди (Стив Мартин) в борьбе за хлебное место обмениваются виртуозно разыгранными «подставами», смешат до колик! А кто забудет уморительные выкрутасы Фредди, прикидывающегося то слабоумным Рупрехтом, то парализованным морским офицером!

Дайте что ли карты в руки
Шулера (1998, режиссер Джон Дал)
Отличный криминальный триллер, в котором Мэтт Дэймон и Эдвард Нортон играют профессиональных игроков. Как и полагается, один из них «исправившийся», второй — неисправимый обалдуй, и, как можно догадаться, из-за второго первому приходится вновь выйти «на тропу войны». Что в «Шулерах» хорошего? Помимо актерских работ, классных диалогов и интересных персонажей (один Джон Малкович в роли русского игрока в трениках чего стоит!) в картине можно обнаружить неоценимые практические советы для начинающих картежников: как играть, блефовать, и мухлевать.

Культовое лицо итальянской национальности
Блеф (1976, режиссер Серджо Корбуччи)
В свое время в СССР фамилия Челентано по степени культовости многократно обгоняла фамилии руководителей страны. Излагать, пусть даже и в изрядно покоцаном виде, сюжет «Блефа» — это все равно, что пересказывать «Иронию судьбы». Для тех, кто провел последние тридцать лет в какой-то другой стране, несколько сюжетных штрихов. Два афериста (Адриано Челентано и дважды оскароносец Энтони Куинн) постоянно доказывают один другому, кто из них круче. Но им приходится объединиться, когда появляется возможность сорвать по-настоящему большой куш.