Тяжелый металл (1981) | Кино | Time Out

Тяжелый металл (1981)

Time Out London   18 июля 2011
27 мин
Тяжелый металл (1981)
Time Out London с помощью режиссера и мультипликатора Терри Гиллиама составил список 50 лучших мультфильмов всех времен — для детей и взрослых. Предлагаем его вашему вниманию.

50. Тяжелый металл (1981)
Мрачно-эротическая адаптация знаменитого французского комикса Metal Hurlant. Космос, сиськи, бластеры и зеленые человечки под какофонию от Iron Maiden и Black Sabbath – что еще нужно нормальному подростку?


49. Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек (2009)
Совсем свежий мультик, но мы убеждены, что он по праву займет свое место в пантеоне анимации. Идея простая: ученый создает машину, которая превращает осадки в еду, и использует ее на полную катушку, вызывая торнадо из спагетти и снегопады из мороженого. Возможно, главный плюс этого фильма – абсолютная оригинальность, которой так не хватает почти во всех современных мультиках, от «Шрека» до «Ледникового периода».


48. Последняя фантазия: Духи внутри нас (2001)
Непробиваемый сюжет, небрежная озвучка и диалоги, будто бы написанные с помощью онлайн-переводчика, способны снизить впечатление от первого мультика с фотореалистической графикой. Но если выключить «родной» звук и поставить вместо него какой-нибудь мелодичный эмбиент, картинка заиграет новыми красками, а вы сможете сочинить свою собственную историю, которая наверняка будет более убедительной, чем та, которую придумали авторы.


47. Спящая красавица (1959)
В этом диснеевском мультфильме все очень величественно – и широкоформатная полноцветная анимация, и саундтрек, основанный на балете Чайковского. Но сюжет значительно уступает оформлению – практически весь мультик принцесса спит, а история никуда не движется. Авторы не учли, что даже классические сказки нужно адаптировать для нового времени – и за это им незачет.


46. Паприка (2006)
Мультик, известный у нас, пожалуй, только ярым фанатам аниме – про то, как один доктор изобрел машинку, позволяющую вторгаться в чужие сны и лечить психические расстройства. Само собой, эта машинка попадает не в те руки, и люди начинают поголовно сходить с ума. Фильм нуар, полный детских комплексов и фрейдистских ночных кошмаров, нарисован в ярком и радостном стиле «вырви глаз».



45. Трансформеры: Кино (1986)
«За гранью добра, за гранью зла, за гранью вашего воображения», – под таким слоганом вышла полнометражная адаптация мультсериала про битву автоботов с десептиконами. Фильм получился аляповатый и путаный, но все же удивительно, что он провалился в прокате. Хотя для тех, кто тогда доставал своих родителей просьбой взять их в кино, он стал высшей точкой расцвета анимационного искусства.


44. Пробуждение жизни (2001) / Помутнение (2006)

Анимационно-игровой фильм Ричарда Линклатера «Пробуждение жизни» был создан с помощью передовой технологии ротоскопирования. В общих чертах – игра живых актеров сначала снимается на обычную камеру, а затем делается «рисованной» с помощью компьютера. «Пробуждение» – анимационная версия дебютного фильма режиссера «Халявщик», полного заумных диалогов и монологов. «Помутнение», снятое по роману Филиппа К. Дика, получилось более продвинутым, вдобавок в нем приняли участие Киану Ривз, Роберт Дауни младший и Вайнона Райдер.


43. Делай ноги (2006)
Трудно поверить, что режиссер постакалиптического эпоса «Безумный Макс» мог снять это сентиментальное шоу танцующих пингвинов. Но если закрыть глаза на очевидную слащавость, «Делай ноги» придется считать знаковым явлением в анимации. Благодаря тому, что съемочная группа не испытывала никаких трудностей со средствами, картинка получилась шикарная, а пингвины – как живые. Детишки в восторге! Единственное, от чего порой хочется немедленно выключить фильм, это резкие переходы от музыкальной комедии к нравоучениям на тему защиты животных и охраны окружающей среды.


42. Кот Фриц (1972)
История безбашенного хиппи с хвостом, полная пошловатого юмора, выглядит вполне уместной в наши дни, но в 1972 году кот-потаскун смотрелся чересчур смело. Однако, несмотря на всю неоправданную порой брутальность, фильм, снятый Ральфом Бакши по мотивам комиксов Роберта Крамба, сделал неплохую кассу и потянул за собой целую серию сиквелов – правда, уже не столь развязных. Но создателю Фрица было все равно – первый полнометражный мультик для взрослых легендарному автору комиксов так не понравился, что он потребовал убрать свое имя из титров.


41. Долина папоротников: Последний тропический лес (1992)
Если вспомнить недавно опубликованные спутниковые снимки, где запечатлены жуткие факты уничтожения тропических лесов, сказка Билла Кройера, снятая в 1992 году, воспринимается весьма актуально. Волшебная история, выдержанная в пастельных тонах, получилась весьма новаторской для своего времени, но заметных наград в области анимации ей не досталось. Зато эта лента стала громким художественно-экологическим посланием, не услышать которое мог только глухой.
40. «Скотный двор» (1954)

Фильм-адаптация сатирической повести Оруэлла стал событием еще до того, как первые зрители увидели, как по экрану побежали титры. Во-первых, это был первый мировой релиз британской анимации, во-вторых, по слухам, не обошлось без сотрудничества с ЦРУ, в-третьих, фильм получил от организации кинопрокатчиков X-рейтинг, отсекающий детскую аудиторию. Антикоммунистическая притча о революции, коррупции и жадности зверюшек на небольшой ферме в окрестностях Истборна оказалась идеальным материалом для мультипликации. Приходится делать скидку на то, что работе про свиней-марксистов 50 лет, но это нисколько не мешает получать от нее удовольствие и сейчас. Только не забудьте выключить эпилог, якобы спонсированный ЦРУ.


39. Команда Фастфуд (2007)
Те, кто любит сюрреалистический юмор, должны оценить злоключения трех мутировавших от фастфуда существ. Тефтель, Мастер Шейк и Фрайлок, все вместе известные как Aqua Teen Hunger Force (ATHF) – это меняющий форму гамбургер, язвительно-кислотный молочный коктейль и пакетик картошки-фри, стреляющий, соответственно, картошкой. Парни страдают от безделья в снимаемой ими комнате в Нью-Джерси и время от времени издеваются над косноязычным и порнозависимым соседом Карлом. В полнометражной версии культового сериала есть и другие занятные персонажи: сметающий все на своем пути робот-тренажер Монстрофлекс, идиот-бот из будущего, пришелец-арбуз и жирный плутонианец с немецким акцентом.


38. Рататуй (2007)
Многие считают «Рататуй» поворотным пунктом в биографии студии Pixar. Тогда ей удалось сделать звезду из… французской канализационной крысы. Мохнатый гастроном по имени Реми – главный герой этой пикантной волшебной сказки, которая доказывает простую мудрость, что «каждый может готовить». Познавший тонкости высокой кухни по телеурокам знаменитого шеф-повара, юный крыс начал свой путь под колпаком неуклюжего уборщика на кухне, полностью взяв в свои лапы процесс готовки. В фильме, основанном на старинной поговорке «У каждого француза должна быть своя крыса», нет специфического «возрастного» юмора, он одинаково интересен и детям, и взрослым. Для рецензентов ключевым персонажем стал суровый ресторанный критик, впавший в счастливое детство от одного кусочка первоклассного крысиного рататуя. Шарман!


37. История солдата (1984)
Музыка Стравинского и сказка из сборника Афанасьева – главные козыри этой истории о служивом, возвращающемся домой со своей любимой скрипкой. Путь простаку преграждает сам Черт, превосходно озвученный великим Максом фон Сюдовым – и он полон решимости овладеть заблудшей душой. Небрежная рябь рисунка размывает тонкую завесу между этим миром и потусторонним, которому солдат должен противостоять в своем одиноком странствии.


36. Властелин колец (1978)
Несомненно, многие ни за что не примут сильно усеченную режиссером Бакши (см. в первой части про кота Фрица) версию монументального толкиеновского опуса: анимация выглядит аляповато, сюжетная линия – запутанно. На фоне киновселенной, созданной позднее Питером Джексоном, в которой фанаты Толкиена нежатся, как сытые тролли, очень легко забыть тот факт, что в 1978 году они же отдали бы все что угодно за любую экранизацию «Властелина Колец». Мир, созданный Бакши, весьма далек от оригинала: в истории кинематографа этот фильм остался как благородная, но провальная попытка воплощения на экране мира Средиземья.

Терри Гиллиам: «Я ненавижу этот мультик. Бакши – странный малый, он постоянно брал мои любимые произведения, но никогда не мог полностью перенести их на экран. Он всегда казался более амбициозным, чем ему позволяли средства. И конечный результат, по мне, выходил ужасным».
35. Бивис и Баттхед уделывают Америку (1996)

Никто не ожидал, что похождения двух обожаемых Америкой дегенератов-металлистов, ранее выходившие в пятиминутном формате на MTV, могут превратиться в полнометражную ленту. И этот фильм действительно местами жутко затянут, беспрестанное кудахтанье и пародии на героев Штатов начинают временами доставать. Однако в нем есть куча совершенно блестящих комических сцен, начинающихся с того, что у героев сперли телевизор… Лента собрала огромную кассу в 1996 году, а сейчас она вызывает чувство хорошей ностальгии.


34. Призрак в доспехах (1995)
Это взрывающее мозг киберпанк-аниме часто рассматривают как вторую мангу, полюбившуюся западной аудитории (первая – «Акира»). Главная героиня – майор Кусанаги Мотоко – киборг с человеческим разумом, агент Девятого отдела, созданного для спецопераций правительства. Политические убийства, кибертерроризм и стирание границ между людьми и роботами – все это сопровождается поистине революционной графикой, позже вдохновлявшей братьев Вачовски при создании «Матрицы». Минималистический саундтрек придает действию особенно зловещую остроту.


33. Аладдин (1992)
Disney соединил техническое совершенство «Красавицы и чудовища» с радостным настроением «Русалочки» и привлек к работе гиперактивного Робина Уильямса, чтобы создать мультфильм, отвечающий потребностям нового времени. Справедливости ради стоит сказать, что без Уильямса, озвучившего балагура-джинна, это была бы просто хорошо сделанная этническая хрень типа «Мулан» и «Покахонтас», но его энергия оказалась способна превратить восточный базар в нечто экстраординарное.


32. Кирику Колдунья (1992)
Независимая студия французского режиссер Мишеля Оцело с начала 80-х выпустила четыре эзотерических, но вполне удобоваримых мультфильма, удостоившихся многочисленных наград. Хотя его последние «Азур и Азмар» и «Принцы и принцессы» были созданы в знаменитой технике силуэтной анимации, известным его сделали две рисованные картины о непутевом суперребенке Кирику. Взяв из сказок Западной Африки традиционную битву добра (Кирику) со злом (колдунья, которая осушила местный источник и захватила в плен всех мужчин), Оцело снабдил историю тонкими комментариями о борьбе с коррупцией, расширении прав женщин и проблемах современного африканского общества, ни больше ни меньше.


31. ВАЛЛ-И (2008)
Чаплин и Китон – два имени, наиболее часто всплывающие в рецензиях (преимущественно хвалебных) на космическую 3D-одиссею Эндрю Стэнтона «ВАЛЛ-И». А как насчет Жака Тати, французского комика русского происхождения, чьи комедии несли в себе предостережение против перегибов индустриализации и технического прогресса? ВАЛЛ-И – единственный уцелевший из тысяч роботов-уборщиков – пробуждается к жизни, когда сталкивается с остатками былой гуманитарной цивилизации. Его роман с роботом ЕВОЙ превратил замусоренную планету в бальный зал для брачных танцев. Стэнтон создал не только социальную сатиру против технологических излишеств, но и поставил мелодраму, в которой всепобеждающая сила любви оказалась способна решить экзистенциальный кризис пары механизмов.

Терри Гиллиам: «Изумительный фильм. Больше всего впечатляет художественная работа: сцены заброшенной Земли – это очень красиво. В этом мультике экологический и социальный месседж мощнее, чем в любой игровой картине».
30. Порко Россо (1992)

Неподражаемый Хаяо Миядзаки создал в этом фильме альтернативную историю 20 века. Итальянский пилот Марко Паготт храбро сражался в годы первой мировой войны, и за это время так разуверился в человечестве, что частично превратился в свинью. Когда в Италии к власти приходят фашисты, Марко, которого теперь зовут Порко Россо (Красная Свинья), начинает работать спасателем по найму в небе Адриатики. Гидросамолет свиньи-аса наводит ужас на воздушных пиратов, однако это не приносит Порко удовлетворения, да и личная жизнь катастрофически не клеится – и романтическая дружба с первой красавицей Адриатики не очень помогает. Возьмите трагическую любовную линию в стиле «Красавицы и Чудовища», добавьте некоторые отсылки к «Касабланке», самые красивые пейзажи в истории анимации, мрачный финал, и вы получите оду свиному героизму.


29. Секрет крыс (1982)
Нравоучительный, но не приторный, эмоциональный, но не сентиментальный, загадочный, но не бессмысленный – мультик 1982 года, снятый по детской книжке «Миссис Фрисби и крысы из NIMH», продолжил ряд фильмов, которые режиссер Дон Блат и его коллеги раньше делали для студии Диснея, вроде «Робина Гуда» и «Спасателей». Этот фильм стал первой самостоятельной работой Блата, в которой он отдал должное старым добрым традициям анимационного ремесла. Мультфильм полон запоминающихся персонажей: мудрая старая крыса Никодимус (озвученный Дереком Джекоби), коварный грызун Дженнер, вредная, но действующая из лучших побуждений ворона Джереми и хрупкая заботливая мышь-полевка госпожа Брисби, которая обращается за помощью к команде крыс.


28. Персеполис (2007)
Наверное, это первый мультик, сделанный на основе личного дневника. Француженка иранского происхождения Маржан Сатрапи поставила фильм по своему автобиографическому роману, где рассказала о детстве и юности в воюющем Тегеране и последующей жизни в Париже. Независимая, развитая не по годам девочка слушает хэви метал и протестует против паранджи и других пережитков. В конце концов родители посылают ее в Европу, чтобы дать ей свободу, которая им самим не снилась. Черно-белая, нарисованная в минималистической манере картина получилась более выразительной, чем многие красочные современные мультфильмы.


27. Муравей Антц / Жизнь жуков (оба 1998)
«Антц» – первый полнометражный фильм студии компьютерной анимации PDI, невеселая аллегория тоталитаризма, снятая явно не для детей. В муравейнике создано общество, где нет места индивидуальности, и только один Антц слишком много думает и пытается хоть что-то изменить. Несколькими месяцами позже вышли диснеевские «Приключения Флика» – изобретатель-фантазер, муравей по имени Флик всеми правдами и неправдами пытается спасти свой остров от нашествия саранчи. В этой муравьиной истории хоть и есть пара тонких деталей, но она куда больше рассчитана на малолеток, чем «Антц».


26. Принцесса Мононоке (1997)
Уже упомянутый в этом списке Хайао Миядзяки в 1997 году снял картину, которая была с трепетом принята широкой англоговорящей аудиторией. Как и во многих других работах режиссера, основной темой стал призыв против индустриализации, воплощенный в жестоком противостоянии между жителями Железного Города и обитателями Древнего Леса, где живут сама Мононоке и ее соратники – причудливые и огромные звери. Здесь такая запутанная история и такой большой ансамбль характеров, что порой невозможно понять, что же на самом деле происходит. Но фильм еще никого не оставил равнодушным.


25. Уплывший корабль (1978)
В этой старательно перенесенной на экран истории Ричарда Адамса есть что-то от библейской притчи: избранный кролик ведет свое семейство в обетованную землю, на поиски нового жилища. По пути лопоухих изгнанников ждет много опасных приключений, прекрасно раскрывающих пронырливую кроличью натуру. Оригинальное название произведения – Уотершип Даун – это вовсе не корабль, а название холма на севере Хэмпшира, куда направляются зверьки. Так что «морских кроликов» мы здесь не увидим.


24. Суперсемейка (2004)
Мультяшка про про семейство Невероятных умудрилась отхватить два «Оскара» за 2004 год в номинациях «Лучший анимационный фильм» и «Лучшая звукорежиссура», оставив позади всеми любимого «Шрека-2». Ироничная и прекрасно сделанная 3D-лента повествует о том, как семейке супергероев приходится втискивать себя в шкуры клерков и обывателей, дабы не раздражать офисный планктон своей исключительностью. Подвиги им приходится совершать втихаря, в свободное от работы время. Но законы жанра неумолимы, и однажды Невероятных труба снова зовет спасать мир…


23. Идеальная синева (1997)
Этот японский триллер с оттенком нуара стал дебютным фильмом режиссера студии «Мэдхаус» Сатоши Кона. Лидер поп-группы «Cham!» по имени Мина решает покинуть ее, чтобы стать актрисой. Но у фанатов другие планы… Американский режиссер Роджер Корман описывал фильм как плод воображения Хичкока, воплощенный в диснеевской форме. Мы не уверены насчет Диснея, но хичкоковская острота здесь, несомненно, есть: «Идеальная синева» – это подробное исследование вуайеризма, одержимости и страха. Очень много аллюзий на «Психо», особенно в сцене, где Мина репетирует роль для мыльной оперы, повторяя строчку «Простите, кто вы?» до тех пор, пока она не наполняется новым зловещим смыслом. Кон известен своей любовью к американскому жанровому кино, но «Идеальная синева» – это не только коктейль киноманских ссылок; это экстраординарная работа на грани фантазии и реальности.


22. Кошмар перед Рождеством (1993) / Коралина (2009)
Нет, это снимал не Тим Бертон. Имя Генри Селика многим ничего не скажет, но именно этот человек сотворил всю эту трехмерную магию, хотя многие так и остались убеждены в том, что за каждым поворотом притаилась тень Бертона. Маленькой Коралине хорошо в мире, спрятанном за секретной дверцей. Тайная жизнь радует ее ровно до того момента, когда она понимает, что плата за это – смертельная опасность, которая угрожает ее родителям… Анимация в сцене, когда фальшивая мама Коралины превращается в паукообразное существо с руками-иголками, заставляет содрогнуться даже видавших виды профессионалов, а оба фильма можно отнести к разряду «историй без конца», которые способны радовать всех и во все времена.


21. Шепот сердца (1995)
Первая и последняя режиссерская работа Ёсифуми Кондо – главного дизайнера и аниматора студии Ghibli, соратника великого Миядзаки, участвовавшего во всех его фильмах. Сам Миядзаки написал сценарий к этой ленте и сделал раскадровки, однако его влияние здесь куда значительнее. Фильм сделан по мотивам одноименной манги Аой Хиираги, но с существенными переделками в сюжетной линии и наборе персонажей. Фантастические картины в фильме создал художник Иноуэ Наохиса, высоко ценимый Миядзаки. Школьница Сидзуку – очень «книжная» девочка. Однажды она замечает, что каждую взятую ею в школьной библиотеке книжку перед этим прочитал некто Сэйдзи Амасава. Как-то девочка увязалась за котом, с которым вместе ехала в электричке, и кот привел ее в антикварный магазин, внуком хозяина которого оказался тот самый «читатель» – весьма необычный паренек, который стал первой любовью школьницы… Красивая история с вышибающей слезу заглавной песней Джона Денвера – эвергрином «Take Me Home, Country Roads».
20. Пиноккио (1940)

История маленькой деревянной куклы, снятая по мотивам старой сказки Карло Коллоди, стала второй полнометражной картиной дядюшки Уолта. «Пиноккио» – одна из самых эмоционально убедительных и нетипичных диснеевских лент, рассказывающая, как длинноносый деревянный сорванец постепенно понимает, что значит быть человеком. Путь к самопознанию довольно тернист: Пиноккио то попадает в бродячий цирк, то оказывается в чреве кита, то отправляется в каторгу на соляной рудник, а на тернистом пути ему помогают верный сверчок Джимини Крикет и сладкоголосая Голубая фея. Это удивительно милый фильм, правда, сегодняшних зрителей должна изрядно повеселить знаменитая сцена, где герой вместе со своим компаньоном превращаются в ослов за выпивку и курение.


19. Когда дует Ветер (1988)
В 1984 году британский режиссер Мик Джексон снял телефильм «Нити» о последствиях ядерной войны. Вдохновленный этим Раймонд Бриггс сначала написал графический роман, а затем снял по нему душераздирающий мультфильм. Пожилая пара, которую очень убедительно озвучили Пегги Эшкрофт и Джон Миллс, готовится к ядерному нападению СССР на Британию и строит убежище с помощью выпущенной правительством брошюры по выживанию. Старики пережили Вторую Мировую войну, но не могут осознать, насколько нависшая над ними новая угроза страшнее прошлой. Ясный и органичный стиль рисунка Бриггса дает почувствовать всеобщий апокалипсис как очень индивидуальное переживание.


18. Книга Джунглей (1967)
Последний фильм, созданный лично Уолтом Диснеем, соединил в себе огромный технический опыт с энергией и оптимизмом 60-х. С точки зрения глубины характеров это наиболее сильный диснеевский мультфильм, со свирепым Шер Ханом, излучающим неподдельную угрозу, и экзальтированным медведем Балу, буквально срисованным с чокнутых обитателей Лорел Каньон в Голливуде. Второстепенные персонажи, такие, как стервятники-Битлы, расставлены здесь как маркеры поп-культуры, а песня обезьяньего короля Луи – один из самых ярких моментов фильма, хотя и двусмысленный: джаз – символ борьбы за свободу афроамериканцев, а фильммейкеры взяли и отдали единственный джазовый номер на исполнение обезьянам. Впрочем, с годами эта сцена утратила свою былую остроту.


17. Отважный маленький тостер (1978)
Подобно «Истории игрушек», это фильм о неодушевленных предметах, которые оживают, когда поблизости нет людей. Но если в «Истории» это были, понятное дело, игрушки, то здесь фигурирует сборище домашних электроприборов. По сюжету, маленький мальчик и его родители решают покинуть свое загородное обиталище ради новой жизни в городе, и в процессе переезда оставляют свои старые кухонный тостер, пылесос, лампу, кондиционер и так далее. Но как только машина семьи скрывается из виду, тостер и его приятели срываются с места и устремляются на поиски хозяев. Каждый из персонажей этой электробанды настолько симпатичен, что у тех, кто посмотрит этот фильм, вероятно, уже никогда не поднимется рука выкинуть что-то из старой бытовой техники.


16. Акира (1988)
Начнем с того, что аниме «Акира» снято по мотивам одноименной манги, которая выходила девять лет в журнале «Young Magazine» – всего набралось две с лишним тысячи страниц. Японским аниматорам удалось на ее основе создать ленту, которая до сих пор остается актуальной. Это постапокалиптическая сага, в центре которой – установившийся после ядерного взрыва тоталитарный режим, религиозный культ сверхчеловека по имени Акира и японские «Ангелы Ада» – банда тинейджеров на колесах во главе с лихачом Канэдой. Несмотря на совершенно подростковую заточку ленты, она вызвала всплеск интереса к аниме во всем мире.


15. Стальной гигант (1999)
Детская книжка «Стальной человек» англичанина Теда Хьюза выдержала массу адаптаций, включая столь громогласные, как суровый метал-гимн Black Sabbath и рок-опера Пита Тауншенда. В сюжете все просто: мальчишка из провинции натыкается на свалившегося с неба робота, который оказывается милейшим существом, но правительство на всякий случай решает его уничтожить. К этому времени у парня с роботом складывается нешуточная дружба… В самой идее того, как искусственное создание указывает человечеству на ошибочность его пути, нет ничего нового, но фильм получился очень симпатичный и трогательный.


14. Гандахар (1988)
Маленькая уютная страна Гандахар, населенная совершенными существами, подвергается нашествию гоблинов, упрявляемых злобным далеким властелином. Толкиен здесь ни при чем: речь идет о французско-северокорейской (!) ленте режиссера Рене Лалу. Вместо Братства Кольца – прекрасный принц Сильвин с подружкой, вместо гоблинов – армия металлических воинов, а вместо Саурона – извращенный гигантский мозг Метаморфис. Ну а вместо прогулки по Средиземью нашим героям предстоит путешествие в будущее, изменив которое, они спасут мирные будни Гандахара.


13. Дамбо (1941)
Мультфильм из тех времен, когда анимация еще несла разумное-доброе-вечное и сортирный юмор в ней был невозможен. «Дамбо» – обладатель двух Оскаров за лучшую анимацию и за лучшую музыку. Милого слоненка с огромными ушами гнобит все животное население цирка, держа за урода и болвана. Однажды Дамбо с мышью Тимати крепко принимают на грудь (хотя и по ошибке), и слоненок наутро обнаруживает в себе способность летать и становится суперзвездой. Никакой дидактики, но идея, что недостатки можно и нужно обращать в достоинства, будет жить вечно, а «Дамбо» остается классикой мультипликации, которая не вызывает зевоты.


12. Могила светлячков (1988)
Time Out London уже включал эту ленту в рейтинг «50 лучших фильмов о Второй мировой войне» и в «Клуб классического кино», но попадание «Могилы» в этот список доказывает, что анимация может сказать свое слово на тему, болезненную даже для взрослых, столь же мощно и смело, как кино с живыми актерами. «Могила светлячков», снятая по книге воспоминаний, это война глазами двух японских беспризорников, оказавшихся в зоне американских бомбардировок. По градусу безжалостности и безнадеги с этой лентой может соперничать только уже упомянутый мультфильм «Когда дует ветер».


11. Бэмби (1942)
Перед просмотром этого фильма вам лучше удалить свои слезные железы или приготовиться быть холодным, как сосулька, иначе вам не удастся досмотреть до конца, не разрыдавшись совсем по-детски. История олененка Бэмби, рано получившего уроки жестокости в прекрасном сказочном лесу, над которой Дисней работал с 1936 по 1942 год, снята по мотивам одноименной книги австрийца Феликса Зальтена 1923 года. Фильм поначалу провалился в прокате, что неудивительно – шла война. Но в после военные годы он стал стремительно набирать популярность, вышел в ранг культовых и в итоге был признан лучшим диснеевским полнометражным мультфильмом, опередив «Белоснежку и гномов», а также «Короля Льва» 1994 года, который, по сути, стал римейком «Бэмби».
10. Робин Гуд (1973)

Диснеевский «Робин Гуд» в списке лучших мультфильмов? Его редко включают даже в списки лучших диснеевских фильмов, в нем нет того глянца (и бюджета), какой был в мультиках студии 60-х годов, и он вышел еще до ренессанса, устроенного «Русалочкой» в 1989 году. Режиссер Волььфганг Рейтерман раньше работал над «Книгой Джунглей», что объясняет, почему «Робин Гуд» так много позаимствовал оттуда. В частности, милейший Крошка Джон легко узнается как Балу, выкрашенный в коричневый цвет и получивший тирольскую шляпу – даже озвучил его все тот же Неизбежный Мистер Медведь, Фил Харрис. В этом фильме английский фольклор забавно переплетается с намеками на вестерн: звезды шерифа в Шервудском лесу – согласитесь, в этом что-то есть.


9. Южный Парк: Большой, длинный и необрезанный (1999)
После первых двух сезонов создатели «Южного парка» Трей Паркер и Мэтт Стоун уже начали выдыхаться: они прогнали весь спектр тинейджерских гэгов и культурных заимствований, и шоу уже начало реально запаривать. «Большой, длинный и необрезанный» изменил все это, позволив Паркеру и Стоуну не только впихнуть туда всю нецензурщину, от которой они отказывались на ТВ, но и добавить кучу острых политических и культурных комментариев. После выхода фильма выяснилось, что Трей Паркер – превосходнейший автор комических песен: из-под его пера вышли Южный марш Blame Canada, номинированный на Оскар, Oklahoma, великолепная пародия на Mountain Town, и, конечно, получившая награду MTV невообразимая матерная проповедь Uncle Fucka. Кроме того, фильм дает окончательный и бесповоротный ответ на давний вопрос: что лучше, «Симпсоны» или «Южный парк»? Когда продюсеры первого запоздало перенесли свои творения на большой экран, у них получилась кастрированная хрень, заполненная тухлыми шутками. Когда Паркер и Стоун предприняли такую попытку, они сотворили музыкальный шедевр. Больше нечего сказать.

Терри Гиллиам: Эти ребята гениальны! Поначалу я был убежден, что они не смогут добиться успеха – я не верил, что эту пургу можно будет вынести в течение 90 минут. Но оказалось, что это вполне реально, и в полнометражной версии они сохранили всю свою чудовищную эпатажность. Они бескомпромиссны, и за это я люблю их.


8. Трио из Бельвилля (2003)
Французская анимация всегда колеблется между чем-то величественным и просто странным. На каждый «Персеполис» найдется свой «Дугал и Голубой кот» (1972), на каждого «Настройщика землетрясений» (2005) – тупая секс-комедия «Тарзан, позор джунглей» (1975). Две крайности сталкиваются в этой очаровательной ретроистории, где мрачная бытовая драма в духе Золя сменяется жутким и шумным переполохом а-ля Бессон. Все персонажи здесь слегка чокнутые, начиная от трио престарелых шансонеток и заканчивая гангстерами. А уж бабуся, на пару с шарообразным псом пытающаяся вытащить своего внука-велосипедиста из лап мафиози – это вообще верх сюрреализма. Дети после просмотра скорее всего останутся в недоумении, а вот взрослые придут в восторг.

Терри Гиллиам: Только французы могли это сделать. Это причуда, французская причуда, которая абсолютно уникальна, и в «Трио из Бельвилля» это есть. Это очень специфический вид фантазии, и я не могу достаточно точно определить свое отношение к нему.


7. Желтая подводная лодка (1968)
Ни один фильм в этом – и возможно, в любом другом рейтинге – настолько не выбивается из общего списка, как путешествие Битлов сквозь неразбериху поп-арта в красочной музыкальной стране под названием Пепперлэнд. Несмотря на фейерверк красок и образов, одно из положительных качеств «Желтой подлодки» – это сдержанность, наполняющая каждый кадр. Выпущенный в момент подъема психоделического движения, фильм легко мог стать гимном безумных хиппи, однако он пропитан духом реальных The Beatles и никогда не сваливается в истерию и проповеди типа «Власть цветам!». Но все-таки главное в фильме – это саундтрек, который включает многие из лучших битловских произведений поздних 60-х.


6. Унесенные призраками (2001)
Одна из лучших работ великого Хаяо Миядзаки, сконцентрировавшая в себе многие узнаваемые образы его произведений – от юной героини Тихиро, проходящей трудный путь взросления и перевоспитания, до ее компаньона Хаку, который должен бороться, чтобы снять с себя давнее проклятие. Тонкий экологический подтекст также присутствует – в ироничной сцене с Речным Божеством, которого все принимают за Дух Помоек. Миядзаки воплотил в этом фильме свою идеальную, но исчезающую Японию: любовно воссозданный окружающий мир и невероятные персонажи воспринимаются как низкий поклон художественному и культурному наследию страны. Что делает это кино гениальным, так это абсолютная вера в собственные образы: оно не старается увлечь зрителя броским монтажом, стремительным движением камеры или чрезмерной эмоциональностью, оно просто наполняет каждый кадр остроумием и драматизмом.

Терри Гиллиам: «Унесенные призраками» – удивительный мультфильм. Миядзяки создал целый мир, наполненный странными персонажами, такими как колдунья Юбаба с огромной головой, или это черное существо без лица, которое появляется и начинает пожирать всех вокруг. Только японское сознание могло такое придумать. И это то, что мне нравится в мультфильме, потому что японское сознание остается для меня загадкой, оно очаровывает меня своим способом восприятия мира.


5. История игрушек (1995)
Первый и самый лучший полнометражный мультфильм, где используются трехмерные модели, настоящий бриллиант в короне студии Pixar. Это удивительно смешная, оригинальная и трогательная история компании игрушек, в центре которой – ковбой Вуди, озвученный Томом Хэнксом, и космический рейнджер Баз Лайтер с голосом Тима Аллена. Соперничество двух героев и их веселая одиссея возвращения к белобрысому владельцу – это 80 минут незамутненного счастья. В отличие от многих последовавших за ним фильмов, этот мультик не распадается на идиотские шутки для малолеток и высокоумные отступления для их родителей, поэтому «Историю игрушек» вы будете много лет пересматривать с неизменным удовольствием – даже с похмелья.

Терри Гиллиам: Это гениальная работа, которая дает людям понять, что в каждой игрушке есть душа. Моя любимая сцена, которая навсегда застряла в моей памяти – когда Базз Лайтер обнаруживает, что он игрушка. Он сидит на этом месте, наверху лестницы, и камера отъезжает от его крошечной фигурки. Он был парнем с огромным самомнением двумя секундами раньше… и это изумительно. Этот мультик входит в десятку моих любимых фильмов. Точка.


4. Фантазия (1940)
Диснеевская «Фантазия» – больше, чем классика мультипликации. Этот музыкальный фильм, построенный на ассоциациях при прослушивании грампластинок, ценен в первую очередь своим неповторимым саундтреком. Филадельфийский оркестр под управлением Леопольда Стоковского исполняет Баха, Бетховена, Чайковского, Стравинского… Видеоряд, по мнению критики – это полный авангард, хотя Микки Маус и шапка волшебника из новеллы «Ученик Чародея» стали иконами, логотипами, вывесками и наклейками. В этом мультике была впервые применена система Dolby Stereo, что стало еще одним поводом войти в историю. Но, как вы уже догадываетесь, лента в прокате провалилась. Так бывает.


3. Кролик Багз или Дорожный бегун (1979)
Да, может быть, это не художественный фильм как таковой, но это превосходная компиляция из хитов команды мультяшек Loony Tunes, собравшая лучшие мультики про Багза и Даффи Дака, плюс восхитительный 15-минутный сет скетчей про Дорожного Бегуна. Так или иначе, гениальным людям из Warner Brothers, способным смотреть на мир глазами безбашенного грызуна, тридцать лет назад и в голову не могло прийти, что современные идиоты начнут снимать эту убойно смешную ленту с проката, обнаружив, что главный герой цинично глумится над нег…, простите, афроамериканцами, индейцами и чукчами. Впрочем, кролики – они такие.


2. Белоснежка и семь гномов (1937)
Собственно, тут можно было бы ограничиться названием и дальше ничего не писать. Но, тем не менее, формат обязывает сообщить, что с этого диснеевского шедевра и началась вся полнометражная мультипликация. Фильм в 1937 году получил одного большого «Оскара» и семь маленьких – и эту штуку пока еще никто не повторил, зато образы Белоснежки и ее друзей тиражировались и пародировались с тех пор повсюду, от рекламы детских кроваток до порнофильмов. Напоследок отметим, что за прошедшие 70 лет прогресс в технологии анимации оказалась бессилен перед совершенством этого мультфильма: рядом ничего не поставить.


1. Мой сосед Тоторо (1988)
Если бы патриарх японского кино Ясудзиро Озу был склонен к экспериментам с анимацией, он бы вполне мог создать этот бессмертный гимн детской наивности. Но история, переданная через пытливые глаза и умы двух маленьких эмоциональных сестричек Сацуки и Мэй – это шедевр бесспорного фаворита этого списка Хаяо Миядзаки. Девочки вместе со своим отцом переезжают в деревню, чтобы быть ближе к матери, которая лежит в больнице неподалеку. Миядзаки соединил воображаемые миры Льюиса Кэррола с сентиментальной фантазией А.А. Милна: лесной дух Тоторо представлен здесь как гигантский переваливающийся меховой шар, который сопровождает девочек в непростой период их жизни. Другие удивительные существа из детских грез – Чернушки, маленькие шарики из сажи, и необычное транспортное средство Котобус, наполовину автобус, наполовину кот. «Мой сосед Тоторо» – это фильм, который говорит, что все, что вам нужно для счастья – это любовь и воображение. Но разве реальная жизнь это подтверждает?