Летние фестивали | Театр | Time Out

Летние фестивали

Елена Груева   4 июля 2011
3 мин
Летние фестивали
Закончив рабочий сезон у себя дома, театры всех стран отправляются отдыхать, работая на международных фестивалях.

На самом деле сезон театральных фестивалей в Европе уже давно никогда не кончается: осенний в Париже, декабрьский в Польше, весенние в Мадриде, Берлине и Вене. А если считать российские, то каждую неделю на континенте проходит где-нибудь международный театральный фестиваль. Но главными по-прежнему считаются два старейших: Авиньонский во Франции и Эдинбургский в Шотландии. Правда, в XXI веке они изменились. Прежде они конкурировали, отбирая для участия самые-самые лучшие премьеры мира. Теперь их off-программы превратились в крупнейшую театральную ярмарку, а официальная афиша формируется по совсем разным принципам. Авиньон поощряет актуальное авторское искусство. Каждый год его арт-директорами становятся разные режиссеры, художники, хореографы, ищущие «новые формы». А Эдинбург предпочитает этнографические новинки, сосредоточивая каждый год внимание на одном регионе, по какой-либо причине заинтриговавшем британцев в данном году.

Эдинбург

Конец шотландского лета (фестиваль пройдет с 12 августа по 4 сентября) будет окрашен в красно-белые цвета Японии, Китая и Кореи. Сначала корейские актеры устроят шекспировскую «Бурю». Потом в традиционном жанре Пекинской оперы театр из Тайваня разыграет «Короля Лира» того же автора. А для завершения картины американский театр, где все актеры — этнические японцы, покажет спектакль по роману Харуки Мураками «Хроники заводной птицы».

Авиньон

Приглашенным директором 65-го Авиньонского фестиваля (6–26 июля 2011) стал хореограф Борис Шармац. Однако
из своих известных коллег в программу он пригласил лишь Франсуа Верре со спектаклем о людях, переживших катастрофу,
«Courts-Circuits», или «Короткое замыкание». Шармац и его танцовщики-акробаты в фантазиях о «насилии по обе стороны крика» отталкивались от книги Дона Деллило «Падающий человек», описывающей атмосферу улиц Нью-Йорка после 11 сентября. Главными же хитами фестиваля будут драматические спектакли.

Французский режиссер Патрис Шеро поставил с дуэтом английских актеров пьесу норвежского драматурга Джона Фос са «Я — ветер», чтобы французская публика постаралась понять не слова, которыми скупо перебрасываются двое в одной лодке, а то, что они в слова не облекают. Великая Жанна Моро, напротив, именно словом постарается околдовать многотысячную публику Папского дворца (основная площадка фестиваля), читая под аккомпанемент пяти музыкантов стихи Жана Жене о юноше, приговоренном к смертной казни, написанные в тюрьме.

Особое внимание Шармаца привлекла пьеса Стринберга «Фрекен Жюли». Ее покажут в двух вариантах: во французской версии режиссера Фредерика Фишбаха скользящую по лезвию страсти Жюли сыграет Жюльетт Бинош. Тот же сюжет, но с точки зрения второстепенного персонажа — служанки Кристины, чьего жениха отбивает своенравная хозяйка, разыграют актеры берлинского театра Шаубюне. Британский режиссер Кети Митчелл (лауреат премии «Европа — театру 2011») заставляет ее снимать видео утекающей любви. «Крупные планы» ее взгляда на происходящее транслируются тут же на большой экран. В таком же приеме поставлен другой спектакль Кети Митчелл по роману Вирджинии Вульф «Волны». Он приедет в Москву на фестиваль «Сезон Станиславского» этой осенью.