Новосибирцы в Омской драме вызовут дождь и покажут стриптиз | Театр | Time Out

Новосибирцы в Омской драме вызовут дождь и покажут стриптиз

Наталья Мартюшева   21 июня 2011
8 мин
Омск и Новосибирск поменялись театрами

Новосибирский «Красный факел» и Омская драма − две сильные труппы, традиционно связанные отношениями дружбы и творческого соревнования. Последние обменные гастроли прошли в 1998-м году, с тех пор счастливым исключением были лишь фестивальные встречи. Сейчас, впервые за последние 15 лет, они обмениваются площадками, и это стало событием в жизни не только театров, но и городов-соседей.

На творческой встрече перед первым спектаклем «Красного факела» на омских подмостках присутствовали обе стороны: директор новосибирского театра Александр Кулябин и главный режиссер Александр Зыков, ведущие артисты Елена Жданова, Владимир Лемешонок, Павел Поляков, а также директор Омского академического театра драмы Виктор Лапухин и главный режиссер Георгий Цхвирава.

Александр Кулябин: Итак, то, о чем долгое время мечтали творческие люди и большевики, наконец-то свершилось: два театра поменялись. Всегда было обидно, что актеры многие знают друг друга, и в прессе читаем про спектакли, письма из театра приходят к нам, и мы нашу газету посылаем туда. А вот так, чтобы посмотреть воочию и убедиться, кто как сегодня работает – этого не было. Поэтому такая уникальная возможность появилась: не только показать, но и посмотреть. Мы встречаемся все время, на фестивале «Сибирский транзит», теперь «Ново-Сибирский транзит». Ну как без Омска может проходить «Транзит»? Это же невозможно! Они у нас самые почетные.

Какие спектакли вы нам привезли?

АК: Здесь мы преследовали две цели: себя показать с нормальной, хорошей стороны и собрать зрителей, потому что жара, июнь месяц, как сделать, чтобы были полные залы? Поэтому мы выбирали зрительские спектакли. И привезли то, что у нас уж очень любит смотреть. Один из таких любимейших спектаклей – «Продавец дождя». Наверное, один из самых популярных на сегодняшний день, потому что мы его играем на малой сцене, спектакль «Без слов» я рекомендую всем. Мы его впервые будем играть на большой сцене в омском ТЮЗе, это тоже своего рода премьера. Помимо этого, спектакль очень любопытный, на мой взгляд, пьеса питерского автора Вадима Бочанова, впервые поставленная, − «Силивестр». Это в жанре Шварца, Горина, в этой технике написана. Пользуется большой популярностью среди зрителей новосибирского театра. Также привезли вам небезызвестный проект режиссера Тимофея Кулябина, который дебютировал именно в Омской драме, мы же родня с вами, − «Пиковую даму», классику.

Чем хороши обменные гастроли? Зачем они нужны?

Александр Зыков: Когда-то театры гастролировали и подолгу. На самом деле, я думаю, что главная задача гастролей: понять и проверить самих себя Вот допустим Поляков, Жданова и Лемешонок – это артисты, которых в Новосибирске обожают. И вы знаете, родным мы всегда прощаем больше, чем кому бы то ни было, и очень важно приехать и показать себя незнакомым людям и услышать оценку, которая, мне кажется, всегда объективнее, чем дома.

Георгий Цхвирава: Я вообще считаю, что одна из самых больших потерь советского репертуарного театра – это отсутствие гастрольной деятельности. Потому что свою молодость вспоминаю, в этом театре я начинал, и два месяца в году всегда были гастроли. И их ждали, к ним как-то так относились… Мне кажется, современному театру этого очень не хватает. И театр мог показываться в других городах, и другие приезжали. И неважно было: дачи, лето, жара – всегда были битком залы. Поэтому замечательно, что что-то восстанавливается, хоть и не в таком огромном объеме, как раньше. Для нас это очень ответственные гастроли, чего греха таить. Все-таки Новосибирск – это столица Сибири, это крупнейший город, культурный центр, и гастроли – это такой творческий экзамен для коллектива, поэтому очень важно. Мы хотели, чтобы вся труппа омского театра на гастролях показалась. К сожалению, мы не смогли повезти последний спектакль «Графство Осейндж», который нам очень хотелось там показать. Это связано с чисто техническими проблемами, потому что поворотный круг ни в одном театре Новосибирска не выдерживает наши декорации. А так мы постарались представить весь наш репертуар и последнюю премьеру, ею открываться будем – «На всякого мудреца». Замечательные спектакли Евгения Марчелли – «Зеленая зона» и «Дачники» − визитные карточки нашего театра. На малой сцене показываем два спектакля: «Дембельский поезд» и «Позднюю любовь». Хотелось бы больше, но те же «Игроки», к сожалению, не встают, потому что не хватает высоты. То есть из-за каких-то технических вещей мы этого не сделали.

Виктор Лапухин: Зато такой мощный спектакль, есть, чем гордиться.

АК: Мы тоже не смогли привезти все, что хотели. Такие спектакли, как «Маскарад», нашумевший из-за участия Александра Балуева, или «Поминальная молитва» не входят тоже на площадку. Поэтому оба театра искали хороший компромисс. Раньше, когда готовили репертуар, сразу думали о гастролях. Надо реанимировать это время. Вот мы едем на будущий год в Санкт-Петербург. Будем просить режиссеров и художников, чтобы делали более универсальные декорации.

Виктор Лапухин: Есть предложения и у нас. С нами хочет на будущий год провести обменные гастроли Самарский академический театр. Мы отрабатываем с художественным руководителем эти вопросы. Даст Бог, все это двинется, и гранты будут расти. Это, правда, очень затратно. Если в советское время это были плановые гастроли, и они по два, по три месяца проводились, то источниками финансирования были Министерство культуры СССР, Министерства культуры союзных республик. Они убыточные всегда были. Получая дотацию, отрабатывали какие-то средства, и они оставались в театре. Сейчас, проведя эти гастроли, даст Бог нам, как говорит Александр Прокопьевич, «свести все «по нолям».

То есть на прибыль не надеетесь?

Виктор Лапухин: Нет, какая может быть прибыль?

АК: Что такое театр с прибылью (смеется)?

Виктор Лапухин: Вот выступал Евгений Миронов при вручении ему государственной премии, он сказал: «Уважаемый господин Президент! Не переводите культуру на самоокупаемость – мы все помрем!». Он совершенно прав, а у нас все в стране делается к тому, чтобы перевести все на самоокупаемость, и театры в том числе. А мы сейчас еще и платим налог на прибыль.

А билеты на какой спектакль лучше всего омичами покупались?

АК: Вот мне докладывают мои администраторы, что «Ужин с дураком».

Павел Поляков: А как же «Только для женщин»?

АК: А «Только для женщин» на втором месте.

Владимир Лемешонок: На втором месте после «Дурака»?!

АК: Взволновался как он сразу (смеется). Дело в том, что у нас «Только для женщин» − спектакль культовый. На много дней вперед все билеты разбирают. А для Омска все равно: ни тот, ни другой не видели.

Владимир Лемешонок: Ну ладно, идите на «Ужин с дураком»…

Несколько лет назад на «Сибирском транзите» Александр Кулябин был удостоен главной премии Омска театрального – «Крылатый гений». Если не секрет, где вы его храните? Не странно ли, что у Виктора Лапухина нет новосибирского театрального символа?

АК: Ну, во-первых, у нас нет символа. Что мы ему, оперный театр подарим (смеется)? А находится он у меня, конечно же, дома, на специальной полке, на самом видном месте. Когда приходят, спрашивают: «А это что?», я начинаю рассказывать.

Виктор Лапухин: Ну, у меня в кабинете есть, да только не «Гений», а Арлекин в колесе, который «Сибирский транзит» олицетворял. А вот «Ново-Сибирского транзита» нам еще не давали.

АК: Но зато у вас «Маска» есть. Вы забыли? Не скромничайте (смеется).

А главная режиссура обоих театров думает о том, чтобы приглашать, обмениваться актерами для участия в каких-нибудь постановках? Это было бы очень мощным толчком для контактов.

Владимир Лемешонок: У нас, кстати, есть такая идея. Мы пока не получаем поддержки от омского театра. Так хочется со Смирновым и Окуневым поиграть!

АЗ: Мне кажется, чем дальше, тем театры ближе подходят к позиции бескомпромиссных. В свое время все театральные режиссеры завидовали кинематографистам, потому что у них выбор артистов был совершенно замечательный. Да, они были свободны. Во МХАТе сейчас чертова туча артистов, но вы только вдумайтесь, 60 % приглашенных играет. Это говорит о том, что все равно, хотим мы того или нет, театры придут к такому бескомпромиссному решению, когда нужно что-то ставить. К этому все движется. У нас в двух спектаклях играют очень хорошие приглашенные артисты: Семен Фурман из Петербурга играет в «Поминальной молитве» и Балуев играет в «Маскараде». Это не тот случай, когда чес был у знаменитых артистов, если помните, когда-то «Тринадцатого председателя» ездил по всей стране играть Лановой. Нет, здесь изначально ставилось на артиста. И этот артист не приехал и ввелся, он добросовестно репетировал. Все равно театры рано или поздно придут к тому, что они будут перемещаться.