Эдуард Лимонов «К Фифи» | Главное | Time Out
Главное

Эдуард Лимонов «К Фифи»

Михаил Визель   13 мая 2011
2 мин
Эдуард Лимонов «К Фифи»
Пламенная лирика нестареющего революционера

Новейший поэтический сборник Эдуарда Лимонова – наглядное опровержение давних теперь уже слов критика Владимира Новикова, писавшего в новомирской статье «Бедный эрос», что «сегодняшняя версия “чудного мгновенья” – это “Передо мной явился я”, а до “мятежного наслажденья” дело просто не доходит». У Лимонова доходит, и не раз и не два. И укорять его за порнографию, банальность, претенциозность, за грубейшие грамматические ошибки в конце концов – просто нелепо. Известные слова Пушкина о том, что судить писателя должно по законам, им самим над собою признанным, к Лимонову относятся как к никому из ныне живущих сочинителей. «Законы» же эти провозглашались им неоднократно: он – мачосуперегерой, которому должен принадлежать весь мир и ненасытная Фифи с «чесоткой в щели» в частности. Потому что лучше быть «воином и трупом», чем «грустным стариком».

В аннотации на четвертой обложке 68-летний автор, не обинуясь, сравнивает своего лирического героя с сидящим на цепи огромным старым козлом, который ревет, требуя козочек. Образ удобный, но заслоняющий – возможно, сознательно – здесь же сделанное замечание, что «само название сборника смоделировано по названию катулловского сборника “К Лесбии”». Между тем, пожалуй, именно эта фраза является ключевой. В дошедшей до нас лирике Катулла относительно немногочисленные, но очень яркие любовные стихи «вытягивают» в нашем восприятии длинные мифологические опусы и сиюминутные эпиграммы молодого римского плейбоя. Так же и у немолодого русского писателя яростные эротические зарисовки позволяют проглотить, не морщась, рифмованные политические лозунги и сантименты, обращенные к растущим без него маленьким детям. Автору следует поблагодарить таинственную Фифи и за это тоже.
Ad Marginem