Невозможно жить на одном артхаусе | Кино | Time Out

Невозможно жить на одном артхаусе

Антон Сазонов   3 мая 2011
3 мин
Невозможно жить на одном артхаусе
Режиссер всея Руси о том, какое кино нужно современному зрителю.

«Цитадель» чем от «Предстояния» отличается — по жанру, по стилистике?

Да всем отличается. Кроме общей истории, это два не похожих друг на друга фильма. «Предстояние» — коллаж из законченных новелл, действие которых происходит в разные годы в промежутке от 1941-го по 1943-й. Действие «Цитадели» ограничено восемью днями, и события здесь развиваются абсолютно линейно. Если первая часть — фрески войны, то вторая — взлет. Если в первой части — метафизика разрушения, то во второй — метафизика созидания. Помимо этого, все вопросы, которые были заявлены в первой части, находят разрешение во второй. Что касается жанра, то «Предстояние» всетаки представляет собой военную драму, тогда как «Цитадель» является военной мелодрамой.

То есть у вас, как у Тарантино в дилогии «Убить Билла»? В первой части — экшен, во второй — лирика.

Получается, что так. Но вы знаете, я совсем не думал об этом. Я начал снимать свою картину задолго до того, как он приступил к съемкам «Убить Билла».

Расскажите, откуда у Котова появилась железная рукавица с ножиком? Она что-нибудь символизирует?

Вы поймете это по второму фильму. Дело в том, что помимо двух частей у нас имеется телевизионный сериал, состоящий из тринадцати серий. Этот сериал — отдельное самостоятельное произведение, для которого мы специально снимали некоторые эпизоды, в игровую версию не вошедшие. Там появятся новые герои и сюжетные линии. Что касается рукавицы, про нее что-либо рассказывать не имеет смысла — иначе неинтересно будет смотреть.

Имеет ли для вас значение прокатная судьба фильма? Дадите какой-нибудь прогноз?

Мне очень важно, чтобы зритель фильм посмотрел. Даже не с точки зрения денег, бизнеса. Имей я такую возможность, я бы выпустил картину бесплатно — лишь бы ее посмотрело как можно больше зрителей. Мне кажется, история, рассказанная в «Утомленных солнцем», имеет большое значение для сегодняшнего дня и для людей вообще. Конечно же, мы думаем о прокатной судьбе, но очень сложно представить, чтобы военная драма такого масштаба могла окупить все вложенные в нее средства. Другое дело, что все средства, которые нам выделили, осязаемы на экране. Я убежден, что такого рода кино нельзя ограничивать — оно выдерживает большой стиль, который мы за последнее время растеряли. Невозможно жить на одном артхаусе, который к тому же не всегда сделан высококачественно. С другой стороны, первая часть собрала около восьми миллионов долларов (при бюджете, превышающем 40 миллионов. — Прим. Time Out) — очень хорошие деньги для такого жанра. Уровень картин, собравших более внушительные суммы, часто оставляет желать лучшего. По большому счету, выпустить эту картину именно сегодня — еще и очень важная для меня гражданская миссия.

В Канны фильм вы отправляли в этот раз?

Наши зарубежные дистрибьюторы забирали у нас копию, но я не знаю, кому они ее показывали. В любом случае, я не занимаюсь рассылкой своих картин по фестивалям.