Оскароносная лотерея | Кино | Time Out

Оскароносная лотерея

  24 февраля 2011
7 мин
Оскароносная лотерея
Ставим и выигрываем: оправдаются ли наши прогнозы?

Трансляция прошлогодней церемонии набрала наибольшие рейтинги за последние пять лет. Скорее всего, это случилось благодаря «болельщикам» «Аватара», которые хотели стать свидетелями триумфа любимой картины. Так, к слову, и не случившегося. Сами же киноакадемики уверены, что рейтинг вырос благодаря увеличению количества претендентов в главной номинации «Лучший фильм года». Сейчас их снова будет 10, а значит, предугадать результат невозможно. В прошлом году самый яркий и значимый фильм «Аватар» проиграл крепкой, но совершенно не выдающейся военной драме «Повелитель бури». Выбор из 10 претендентов делает победу исключительно делом случая, и искать тут логику бессмысленно. Кроме того, новоявленный «Топ 10» провоцирует и еще один вопрос: если лучших фильмов 10, то почему режиссеров по-прежнему пять? Конечно, киноакадемики далеко не всегда отдают обе награды в одни руки, но всякий раз этот факт вызывает недоумение: как же так, лучший фильм снял не лучший режиссер, а кто-то другой?!


А теперь представьте ситуацию: приз в главной номинации получает, например, лесбийская мелодрама «Детки в порядке», а «Оскар» за режиссуру уходит, скажем, братьям Коэнам. Диковато, правда? Но, как бы там ни было, список претендентов на главную награду киноакадемии выглядит так (в скобках указано количество номинаций на «Оскар» в целом): «127 часов» (6), «Боец» (7), «Зимняя кость» (4), «Детки в порядке» (4), «Железная хватка» (10), «История игрушек: Большой побег» (6), «Король говорит!» (12), «Начало» (8), «Социальная сеть» (8) и «Черный лебедь» (5). Делать прогнозы бессмысленно, но мы продолжаем надеяться на здравый смысл «избирателей» и рассчитываем, что большинство голосов будет отдано «Социальной сети». Финчер как никто другой заслужил победу. В этом торжестве артхауса и социально-психопатических драм его картина выглядит мощнее, мудрее и актуальнее остальных фильмов.


Церемония вручения премии «Оскар»

Понедельник, 28 февраля, 4.20—8.00, Первый




Лучший актер


Хавьер Бардем («Бьютифул»)

Джефф Бриджес («Железная хватка»)

Джесси Айзенберг («Социальная сеть»)

Колин Ферт («Король говорит!») ➊

Джеймс Франко («127 часов»)


Вероятность того, что Колин Ферт уйдет с церемонии без статуэтки, ничтожно мала: во-первых, на «Оскаре» традиционно любят отмечать британцев, а во-вторых — и это главное — роль заикающегося английского короля едва ли не лучшая в карьере артиста. За убедительные и умеренно сентиментальные страдания своего персонажа-заики он уже успел получить множество наград, в том числе и «Золотой глобус», но сходить с дистанции явно не собирается. Небольшой шанс на успех есть и у Айзенберга, который сегодня считается едва ли не главной надеждой Голливуда. А вот Франко из претендентов можно смело вычеркивать: Джеймс будет вести церемонию, а значит, почти наверняка останется без статуэтки — такова традиция. Что же касается Бриджеса и Бардема, то они уже получили своих «Оскаров» в прошлом и позапрошлом годах соответственно… Сегодня очередь Ферта!



Лучшая актриса


Аннетт Бенинг («Детки в порядке»)

Дженнифер Лоуренс («Зимняя кость»)

Натали Портман («Черный лебедь») ➋

Мишель Уильямс («Голубой Валентин»)

Николь Кидман («Кроличья нора»)


Довольно странно, что в номинацию не попала партнерша Бенинг по фильму «Детки в порядке» Джулианна Мур: играет эта рыжеволосая красотка ничуть не хуже — но это лирическое отступление. Очевидный фаворит пятерки — Натали Портман. Роль «сумасшедшей» балерины она действительно сыграла блистательно, к тому же — и это важно — актриса ждет ребенка. Появление на сцене красивой беременной женщины, безусловно, станет украшением церемонии. Все это практически лишает шансов на статуэтку нашу любимую Бенинг: мы бы отдавали ей победу за каждую работу. А вот Кидман, похоже, постепенно превращается в Снежную королеву — даже роль матери, потерявшей сына, не смогла растопить сковавшие австралийку льды. Ее появление в номинации выглядит скорее данью уважения актрисе, чем реальной оценкой ее работы. Лоуренс и Уильямс — явные аутсайдеры этой компании: обе, безусловно, блестящие драматические актрисы, просто их время еще не пришло.



Лучший актер второго плана


Кристиан Бэйл («Боец») ➌

Джон Хоукс («Зимняя кость»)

Джереми Реннер («Город воров») ➍

Марк Руффало («Детки в порядке»)

Джеффри Раш («Король говорит!») ➎


Отменная пятерка: каждый из представленных здесь актеров действительно достоин награды, но приз, скорее всего, разыграют Бэйл и Раш. Первый — абсолютно неузнаваем в роли сторчавшегося боксера-лузера: поверить в то, что этот лысеющий нелепый придурок и красавец, когда-то сыгравший Бэтмена, — один и тот же актер, практически невозможно. Такой убедительной смены амплуа мы не видели уже очень давно. Что же касается Раша, то в его активе уже есть одна статуэтка (за «Сияние») и три номинации (включая нынешнюю), его любят академики: есть за что — играть плохо этот артист просто не умеет. Роль буйного лого педа-психоаналитика, состоящего при венценосной особе, ему тоже удалась. Впрочем, есть небольшая вероятность, что в борьбу двух фаворитов вмешается Джереми Реннер. В 2010-м он мог получить «Оскар» за главную роль в «Повелителях бури», в этом году — попал в другую номинацию. Тенденция налицо! Руффало и Хоукс в списки номинантов попали впервые: присутствие в шорт-листе, похоже, и станет им главной наградой.



Лучшая актриса второго плана


Эми Адамс («Боец»)

Елена Бонэм Картер («Король говорит!») ➏

Джеки Уивер («Царство зверей»)

Мелисса Лео («Боец») ➐

Хэйли Стейнфелд («Железная хватка»)


Очень условно фавориткой этой пятерки можно назвать Мелиссу Лео: за роль истеричной материинтриганки она уже успела получить «Золотой глобус». На самом же деле приз может уйти любой из представленных актрис. Эми Адамс номинируется на «Оскар» уже третий раз, и этот факт вполне может сыграть ей на руку. Бонэм Картер (у нее это тоже вторая номинация) после долгого перерыва наконец-то играет относительно нормального персонажа — роль жены короля вполне подходит под «оскаровские» стандарты, к тому же Елена — англичанка, а киноакадемики, как мы уже говорили, относятся к британским артистам с большим пиететом. Джеки Уивер, неплохо сыгравшая в криминальной австралийской драме, в этой пятерке выступает в амплуа «темной лошадки»: особых заслуг у девушки нет, но в Голливуде любят награждать неизвестных актрис, демонстрируя таким образом объективность. Шанс есть и у 14-летней Стейнфелд, ставшей настоящим украшением коэновского вестерна. К тому же, несмотря на свой юный возраст, профессионального опыта у этой девочки предостаточно.



Лучший режиссер


Даррен Аронофски («Черный лебедь»)

Итэн Коэн, Джоэл Коэн («Железная хватка»)

Дэвид О. Расселл («Боец»)

Дэвид Финчер («Социальная сеть») ➑

Том Хупер («Король говорит!»)


У Коэнов «Оскар» уже есть: два года назад с картиной «Старикам тут не место» эти ребята триумфально взяли четыре статуэтки (в том числе и за лучший фильм), и вряд ли у них получится так быстро повторить свой успех. Фильм дебютанта «Оскара» Аронофски про злоключения балерины-маньячки получился красивым, изысканным и абсолютно патологичным. Портман и оператор картины свои призы уж точно получат, а вот режиссерский «Оскар» почти наверняка пролетит мимо одного из главных пессимистов американского кино. Еще один новичок премии Дэвид О. Расселл — автор добротной морализаторской картины о восхождении боксера — кажется в этой компании случайным гостем. Крепкая, но абсолютно не запоминающаяся история режиссерского «Оскара» попросту не заслуживает. Основная борьба, судя по всему, развернется между Хупером и Финчером. Британский режиссер (тоже, кстати, дебютант церемонии) снял традиционную историческую драму, в основе которой лежит выдающаяся актерская игра. Вот и награждайте артистов, а режиссерский «Оскар» должен отойти Дэвиду Финчеру. Этот факт настолько очевиден, что в дополнительных разъяснениях просто не нуждается.


Впрочем, в 2010-м мы не сомневались в победе Кэмерона: хочется верить, что тогдашний конфуз — не тенденция, а досадная случайность и Финчер уйдет с церемонии с законной наградой!