Ребенок — гений, руководство по выращиванию | Дети | Time Out

Ребенок — гений, руководство по выращиванию

Наталья Шкарлет   8 октября 2010
5 мин
Ребенок — гений, руководство по выращиванию
Современные родители не только называют своих детей необычными именами, вроде Аверьян и Феодосия, но и стремятся к развитию их гениальности.

Чтобы с гордостью похвастаться в песочнице, что их двухлетка уже сам читает. Как не переборщить и не лишить ребенка детства, расскажет Time Out.
Термин «раннее развитие ребенка» появился за рубежом. В Америке набрала популярность система Глена Домана, в Италии родители прислушивались к Марии Монтессори, в Японии доверяли Масару Ибука, в России многим известны методики Никитиных и кубики Зайцева.

 

Чтобы не обременять читателя описыванием каждой методики, Time Out выделил самое важное из них:

1. Ребенком необходимо заниматься с первых дней его жизни. Но начать никогда не поздно.

2. Полезно рассказывать и показывать ребенку с раннего возраста, что его окружает, объяснять и пояснять. Ведь совсем несложно сказать: «Васенька, это диван. На нем папа спит, когда устанет». И Васенька уже понимает, что на диване именно спят.

3. Если мама сидит в декретном отпуске, и времени свободного вагон, рекомендуем показывать ребенку специальные карточки Домана с картинкой предмета и его названием, произнося его вслух, по несколько секунд, не более 5 минут за одно занятие.

4. Рамки-вкладыши (фигура и контурная рамка, к которой она подходит), лабиринты, пазлы, деревянные, сборные игрушки и лото — все это очень интересно детям, но суть игры им объясняет родитель. Потому что сам малыш не сразу поймет, почему кубик не входит в овальную рамку. Главное теперь родителю самому в геометрии не ошибиться.

5. Если устали читать бесконечные сказки и хотите пораньше приобщить чадо к прекрасному, Зайцев предлагает изучать алфавит через специальные «склады» на кубиках и песни, так ребенок быстрее научится читать. Но стоит учесть, чем больше мама или папа читают ребенку, тем лучше он усваивает информацию через звук родного голоса.

6. Игрушки, развивающие тактильные навыки, гораздо более полезны, — считают ученые. Шершавые, мягкие и резиновые материалы дают ребенку различные ощущения и вызывают разные эмоции, но больше всего радости они вызывают у пап и мам — потрогать, погладить, это многим нравится.

7. Звуковые игрушки и музыкальные инструменты развивают слух и мышление. Конечно, барабанить синтезатором по комоду детям очень нравится, но важно научить их использовать инструменты по назначению.

8. Классическая музыка лучше всего подходит для ребенка, т. к. активизирует работу мозга. Тем более, под волшебные симфонии Моцарта приятно спится.

9. Иностранные языки ребенку легче усвоить в раннем возрасте, но родного языка в его жизни должно быть больше. Поэтому словари вместо азбуки, все же, лучше не использовать.

10. Необходимо развивать у ребенка понимание причинно-следственных связей: толкнул вазу со стола — она разбилась — разлилась вода. А совсем не наоборот.

11. При развитии умственных способностей не стоит забывать о здоровье. Прогулки и двигательная активность чрезвычайно важны для питания мозга кислородом. Шведская стенка, которая учит ребенка карабкаться наверх, помогает развитию в нем лидерских качеств. Такая вот тренировка будущей карьеры.

12. Поделки из природных даров, картины из неожиданных материалов — все это развивает фантазию не только ребенка, но и родителя. Замок из печенья, например, долго не простоит, зато чай пить с ним приятно.

13. Мультфильмы и компьютерные игры трудно отвергать, без этого сейчас никуда не деться. Но учить они должны положительным моральным принципам: доброте и честности, смелости и отваге. Только ограниченное время игр и мультиков с перерывами на прогулки и другие отвлеченные дела может быть полезно. В ином случае ребенок привыкнет к легко доступной информации. А в жизни важен поиск.

Но если вы хотите, чтобы ребенок потом вас все же благодарил за дарованные знания, а не осуждал за отнятое детство, следует учесть некоторые правила:

— Нельзя заставлять ребенка заниматься. Необходимо его заинтересовать в игровой форме. Тогда обучение пойдет на пользу, а не будет восприниматься «трудовой повинностью». Мама и папа тоже должны получать от этого удовольствие. Ведь это важные инвестиции в будущее ребенка. Их нужно «вкладывать» с хорошим настроением. Называть буквы при подбрасывании мяча, например, или называние цветов и нахождение их в окружающих предметах увлечет и маму, и малыша.

— Занятие не должно включать слишком много знаний. «Натолкать» в голову за один раз содержание всей детской энциклопедии нереально и будет слишком большой перегрузкой для маленького человека. Дозированные занятия по пять – десять минут, в зависимости от возраста, но более частые, эффективнее усвоятся, ведь дети быстро утомляются и теряют интерес к одной теме.

— Заниматься нужно постоянно, чтобы освежать полученные знания и давать новые. Тогда материал лучше усвоится. Непринужденно рассказать ребенку о марках проезжающих автомобилей при прогулке по улице — это тоже занятие, но зато более интересное и наглядное, чем чтение учебника.

— Хвалить и подбадривать необходимо, чтобы придать чаду уверенности в своих силах.

— Гулять, бегать и прыгать на кровати нужно, потому что это детство, которое проходит безвозвратно.

Возможно, методики раннего развития не сделают из вашего сына или дочери выдающегося ученого, но подготовят базу для легкого обучения в школе. Ребенок, привыкший складывать пазлы, с таким же рвением возьмется за складывание формул. Главное, не требуйте от ребенка больше, чем он есть на самом деле.

КНИГИ О РАННЕМ РАЗВИТИИ:

1. Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка»;

2. Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»;

3. Мария Монтессори «Руководство для родителей»;

4. Никитины «Развивающие игры», «Резервы здоровья наших детей»;

5. Масару Ибука «После трех уже поздно»;

6. Евгений Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».