Город контрастов Такеши Китано | Кино | Time Out

Город контрастов Такеши Китано

  28 мая 2007
4 мин
Город контрастов Такеши Китано
Токио считается самым неяпонским городом Страны восходящего солнца, и в то же время — это столица, наверное, самой удивительной страны в мире.То же самое можно сказать и о Такеши Китано — самом известном японском режиссере.

На родине его в первую очередь любят не за фильмы, которыми так восхищаются европейцы, а за юмористические телепередачи, которые за пределами страны мало кому не известны. Многолюдный мегаполис напоминает гигантскую машину, не прекращающую свою работу ни на минуту. Днем в центре города не протолкнуться, суета улиц напоминает советские госучреждения из фильмов 60-х годов, в которых люди не останавливаются ни на минуту. А ночью в Токио начинается новая жизнь, наполненная яркими

красками неоновых вывесок. Фильмы Китано в полной мере впитали в себя всю самобытность этого города. Его фильмы одинаково сочно и бескомпромиссно преподносят зрителю и гангстерские трущобы, и колорит традиционного театра кукол.

Вообще, ощущение ломки стереотипов возникает у прибывшего в Японию гостя на перманентной основе. Несмотря на то что в стране ежедневно фиксируется несколько землетрясений, Токио при первом знакомстве напоминает космопорт из фильма про Алису. Гигантские небоскребы, со стороны кажущиеся необычайно хрупкими и уязвимыми, рвутся к небу на каждом углу, но даже при семибалльной жесткой «встряске» здания лишь вежливо покачиваются, словно гигантские деревья. И, кажется, единственное, что может нанести им непоправимый ущерб, — это нашествие гигантской ящерицы Годзиллы. Те же чувства испытываешь, когда на экране герой кинокартины Такеши Китано — обычный молодой человек, работающий на автозаправке,- противопоставляет себя гигантскому механизму японской мафии. Да и про самого режиссера можно сказать: «Гнется, но не ломается».

По иронии судьбы, именно Китано является негласным рупором японской культуры во всем мире. Он представляет Японию на европейских кинофестивалях, приглашается для участия в многонациональных кинопроектах, снимается в рекламе Panasonic для России и стран СНГ.

Его узнаваемость высока в нашей стране, а в Токио он просто не может выйти на улицу — поклонники не дадут и шагу ступить. Япония умеет любить и ненавидеть одновременно. Этими же качествами отличаются и персонажи кинофильмов мэтра. Герой картины «Фейерверк», бывший полицейский, до беспамятства любит свою умирающую жену и до безумия ненавидит своих врагов.

Не перестаешь удивляться увиденному на прогулке по улицам Токио. В стране с самым развитым в мире автопромом на улице нередко можно повстречать рикшу, запряженного в повозку. Основными их клиентами, правда, остаются туристы, но, что бы там ни было, смотрится такая картина гротескно. Познакомившись с фигурой Китано, каким его знают в Японии, испытываешь похожие чувства. Пока мы удивляемся натурализму его картин, называя Китано «певцом жестокости», японцы продолжают смеяться над его шутками, несущимися с экранов телевизоров. Да и сам мэтр продолжает каждым своим фильмом загонять в тупик кинокритиков и простых зрителей. После кровавых фильмов про якудзу и романтичных «Кукол» Китано неожиданно представляет на суд зрителей «Такешиз» — сентиментальную комедию о своей жизни.

С искренним желанием хоть немного понять земную почву творческих порывов режиссера мы отправляемся в старейший квартал Асакусы, родной район Такеши Китано. По словам Китано, в детстве он зачастую cтановился невольным свидетелем гангстерских разборок, когда бандиты кололи друг друга ножами в живот и крушили головы бейсбольными битами. Когда же пришло время делать кино, он имел очень хорошее представление, как это надо снимать. В Асакусе до сих пор ходят слухи о Такеши и его семье. Такие же слухи бегут и впереди героев его картин: никогда не ясно, что в них правда, а что ложь. Известно лишь одно: и главные герои кинокартин Китано, и сам мэтр — легенды. Их можно любить, уважать или ненавидеть. Единственное, что никому не удается, это игнорировать их подкупающую прямоту и характерность.

Такеши Китано: «Меня называют раковой опухолью японской культуры, потому что я проникаю во все сферы общественных коммуникаций — кино, телевидение, радио, прессу — и оказываю влияние на общественное мнение».

Продолжать рассказывать о Токио и его контрастах можно бесконечно долго, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вариантов почувствовать атмосферу этого удивительного мегаполиса не так уж и много: либо сесть на самолет и через долгие часы подвешенного состояния самолично оказаться на месте событий, либо посмотреть парочку фильмов от Такеши Китано — самого жесткого шутника Японии.