11 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ | Кино | Time Out

11 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

  15 июня 2010
6 мин
11 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ
Time Out выбрал самые интересные картины из программы фестиваля.

Безумный Пьеро
(Pierrot le fou)

Режиссер Жан-Люк Годар

Франция, 1965


Программа «New wave forever».

Годар — это всегда смешно, а цветной Годар (к тому же недавно отреставрированный французами) — еще и взрывоопасно. Очень вольная экранизация бульварного романа Лайонела Уайта «Одержимость» начинается с микролекции режиссера Сэмюэля Фуллера о том, что такое кино, и продолжается уже как конский жонгляж. Режиссер вертит афоризмами, жанровыми клише, революционными лозунгами и камерой как хочет, выплескивая на публику ведро незамутненных сюжетом эмоций; Анна Карина клево танцует, в финале у Бельмондо взрывается голова. Этот сеанс — уникальная возможность взглянуть в глаза современной русской кинокритике: все места в зале будут заняты кинообозревателями. Говорят, что покажут еще и новейшую шутку Годара — совершенно несмотрибельный «Социализм».


Белый материал
(White Material)

Режисcер Клер Дени

Франция — Камерун, 2009


Программа «Восемь с половиной».

Регулярная помощница Вендерса и Кассаветиса, в качестве режиссера Клер Дени дебютировала в далеком 1988-м с фильмом об Африке. С тех пор она то и дело возвращается к стране, в которой когда-то росла, развивая тему нездоровой привязанности чужаков-колонистов к африканской земле. Отношения белого человека и Черного континента по Дени строятся драматически. В номинированном на прошлогоднего «Венецианского льва» «Белом материале» Изабель Юппер играет фанатичную хозяйку кофейной фермы, не способную к жизни в «старушке Европе». Отказываясь покинуть охваченную гражданской войной неназванную страну, она губит собственное семейство.


Я — это любовь
(I am Love)

Режиссер Лука Гуаданьино

Италия, 2009


Программа «Гала-премьеры».

Итальянские вариации на тему повара, вора, жены и свободы нравов были уважительно приняты на фестивалях в Сандэнсе, Венеции и Торонто. Тильда Суинтон, продюсировавшая «Любовь», сыграла в фильме роль русской эмигрантки, которая скучает за респектабельным семейным столом и ханжески осуждает дочь-лесбиянку. Жизнь миланской матроны круто меняется, когда сын знакомит ее с харизматичным небритым шеф-поваром. Тривиальную историю пробуждения загадочной русской души от латинской спячки Гуаданьино воспроизводит с удивительно тонким чувством кадра, благодаря которому движения камеры и персонажей говорят о происходящем гораздо красноречивей, чем их слова.


Необычайные приключения Адель
(Les aventures extraordinaires d’Adele Blanc-Sec)

Режиссер Люк Бессон

Франция, 2010


Масштабный приключенческий фильм по мотивам популярных комиксов, автор которого возглавляет в этом году конкурсное жюри, приберегли на закрытие фестиваля. «Адель» — изящная, полная компьютерных виньеток, вроде хулиганского птеродактиля или застенчивой мумии, сказочная поделка на тему начала ХХ века. Главная героиня в исполнении Луизы Бургуэн (которую, по слухам, можно будет увидеть в Москве) — Индиана Джонс в юбке и шляпке с перьями — работает репортером, специализируясь на сверхъестественных и паранормальных случаях парижской жизни.


Богиня
(Shen nu)

Режиссер Ву Юнгань

Китай, 1934


Программа «Китайское кино. Фрагменты истории».

Немая черно-белая лента, сюжет которой невольно использовал фон Триер в «Танцующей в темноте». Шанхайская проститутка, желая дать сыну образование, тайком от своего садиста-сожителя прячет деньги в нише кирпичной кладки. После того как родители благополучных учеников, узнав о профессии матери, выживают ребенка из школы, та собирается бежать к лучшей жизни, но, обнаружив, что тайник вскрыт и разграблен, убивает своего мучителя. Роль матери исполняет Линъюй Жуань, трагически погибшая звезда довоенного Китая, байопик которой получил в свое время приз Берлинского кинофестиваля.


Метрополис
(Metropolis)

Режиссер Фриц Ланг

Германия, 1927


Легендарная антиутопия Ланга с иголочки. «Метрополис» прошел компьютерную реставрацию, в ходе которой с него не только удалили пятна и царапины, но и вернули 25 минут, навсегда, казалось бы, утерянных после варварского перемонтажа фильма студией «Парамаунт». Катушка с уцелевшей версией фильма два года назад отыскалась в Буэнос-Айресе. Теперь полный «Метрополис» путешествует по фестивалям, а осенью выйдет на DVD. На берлинской премьере, чтобы жаждущие киноманы не поубивали друг друга, «Метрополис» пришлось транслировать на гигантском экране под открытым небом. От ММКФ подобного гуманизма ожидать не приходится, так что в погоню за билетами имеет смысл включаться уже сейчас.


Реверс
(Rewers)

Режиссер Борис Ланкош

Польша, 2010


Конкурс «Перспективы».

Невероятно смешной фарс-нуар из послевоенной польской жизни. Усушенная девица Сабина работает в варшавском издательстве, специализирующемся на социалистической лирике, и уже лет пятнадцать мечтает выйти замуж. На опасной ночной улице ей наконец-то встречается прокуренный мачо в кожаном плаще — сотрудник внутренних органов, разумеется. Когда истинная цель ухаживаний сексота вскрывается, Сабина оправляет юбку и мочит чекиста из его же табельного оружия, а потом долго растворяет труп в ванне.

Фильм участвует в конкурсе «Перспективы» и, надеемся, победит.


Видео Бенни
(Benny’s Video)

Режиссер Михаель Ханеке

Авcтрия — Швейцария, 1992


Программа «Московская эйфория — открытия ФИПРЕССИ».

Самый лучший и самый жесткий фильм австрийского дедушки (после «Опасных игр», конечно). Сюжет соединяет в себе все любимые темы Ханеке — природа и возможности видеоизображения, незрелищная обыденность насилия, обывательский конформизм. Сюжет простой: увлеченный видеотехникой мальчик Бенни приводит домой девочку и испытывает на ней пневмозабивалку для свиней. Все совершенно случайно снимается на бытовую видеокамеру.


Дневник военнослужащей
(Nweobweongsaui sugi)

Режиссер Чан Кин Хен

Северная Корея, 2009


Программа «Вокруг света».

Фильм, о котором неизвестно ничего, кроме того, что он очень полюбился северокорейским рабочим, крестьянам и интеллигенции. Тем интересней — разве вы не хотите узнать, как служится в той чудесной стране, где дети не завидуют никому на свете, а каждый человек — хозяин своей судьбы?


Пхачжу
(Paju)

Режиссер Пак Чан-ок

Южная Корея, 2009


Программа «Азиатский экстрим».

Довольно запутанное кино о непростой жизни чувствительного правозащитника. Начинается «Пхачжу» точь-в-точь как «Антихрист», только на полном серьезе. Все корейские дела — невозможная любовь (почти инцест), чувство вины, коррупция, ожесточенные столкновения власти и народа в борьбе за права человека — тут на месте, и соединяются они в большую и визионерскую мелодраму.

А главное — любимую девушку активиста НПО играет ну очень красивая актриса Сё Ву.


Лодка
(Das Boot)

Режиссер Вольфганг Петерсен

Германия, 1981


Программа «Война!».

Ревизионистский военный экшен, немецкий ответ советскому «Командиру счастливой “Щуки”». Режиссерская мысль о том, что героизм и патриотизм — качества, от идеологии не зависящие, подтверждается подходящим примером: десяток бородатых храбрецов в клевой черной форме не участвуют в Холокосте и ругают Гитлера по матери — а сами в это время топят конвои. На подлодке им, конечно, совсем плохо, тесно и душно. Американская киноакадемия приняла тяжелые бытовые условия героев за критику рейха и номинировала фильм на 6 «Оскаров».