Рецензия на фильм Сибирь, отзывы критиков о кинофильме Siberia, все актеры | Time Out
4.0/5

Сибирь (2020 год)

Siberia   18+

Страна
Германия, Греция, Италия, Мексика
Режиссер/Постановщик
Абель Феррара
Длительность
92 мин.
Премьера в мире
12 ноября 2020 г.

О фильме

Фильм-участник Берлинского кинофестиваля рассказывает о путешествии владельца бара по бескрайней Сибири. На фоне захватыващих дух пейзажей герой размышляет о собственной биографии и разбирается в своем внутреннем мире.

Актеры

Рецензия на фильм

«Сибирь»: В глубины подсознания


Клинт (Уиллем Дефо) живет вдали от цивилизации в Северной Канаде и работает в собственной обветшалой таверне, куда едва просачивается солнечный свет. Посетителей у него почти нет. Лишь однажды туда на стопку крепкого заглядывают странник-эскимос и старушка с беременной девушкой (Кристина Кириак). Выясняется, что она носит ребенка Клинта. Новость об отцовстве настолько нарушает душевное равновесие героя, что вскоре после встречи с гостями его начинают посещать пугающие видения, а затем он и вовсе отправляется в путешествие по глубинам своего подсознания.

В конце второй половины двадцатого века Абель Феррара был известен как автор криминальных картин, в которых уже тогда за фабулами просматривались личные авторские лейтмотивы. Камера «вглядывалась» прямо в душу страдающих и сомневающихся героев и обращала внимание зрителей на разного рода значимых символах, зачастую религиозных. Время шло, и в 1997 году у Феррары вышла крайне автобиографичная «Амнезия», в которой герой Мэттью Модайна утопал в алкогольном и наркотическом бреду, скатываясь прямиком в ад.

Тональность лент режиссера начала меняться с выходом «Марии»: на место беспросветного отчаяния и неясности будущего пришли темы раскаяния, самоидентификации и поиска глобальных истин. А после релиза «Последнего дня на Земле» окончательно стало понятно, что Феррара снимает фильмы о себе.

В 2017 году вышла его автобиографическая документальная картина, а в 2019 году назад режиссер представил очень личный фильм «Томмазо», отражавший его внутреннее состояние. Интимная, прямолинейная и искренняя лента рассказывала о внешней идиллии, заслоняющей иррациональный страх, паранойю и саморазрушение героя. Парящая камера фиксировала повседневность переехавшего из Америки во Францию режиссера (Уиллем Дефо): преодолевая навязчивые видения, он посещал собрания анонимных алкоголиков, пытался вести здоровый образ жизни, заботиться о семье и работать над новой лентой под названием «Сибирь», которая в реальности воплотилась в неспешный, меланхоличный и пронзительный фильм о поиске покоя и гармонии.

Гипнотизирующая заснеженная гладь, окутанная болезненными зелеными оттенками и мертвой тишиной, действительно напоминает сибирские просторы. Однако метафорическое название фильма связано скорее с внутренним личным кризисом и одиночеством. В реальности же герой Уиллема Дефо, словно еще не сбросившего с себя личину старины Тома из «Маяка», находится где-то в северной Канаде. Это и одновременно и место из его детства, и отправная точка духовного путешествия, в котором перемешиваются болезненные воспоминания, травматичный опыт и потаенные страхи.

Так Клинт «зависает» между своим подсознанием и актуальной реальностью. Из ледяной пустыни он проваливается то в африканский оазис, то прямиком в детство, то в лесную чащу, где живет некий «великий маг», знающий как исцелять больных и несчастных. С такой же легкостью за Клинтом сквозь его видения и сны ныряет и камера оператора Стефано Фаливене. Благодаря его блестящей работе видения персонажа перемешиваются с внешне неотличимой от них действительностью, теряясь во времени и пространстве.

Клинт то подвергается нападению донельзя реалистичного медведя, то наблюдает за расстрелами в ГУЛАГе, то оказывается в таинственной пещере, где в отражении воды возникает его же лицо, размышляющее о бесполезности поиска собственной души. Беседу с «темной стороной» Клинта оттеняют гротескные и трагические обнаженные и покалеченные люди, которые находятся в том же гроте. Одним из главных эпизодов станет «встреча» главного героя с отцом — его, кстати, тоже играет Дефо, скрывающий лицо за пеной для бритья, либо за медицинской маской.

Используя многомерную метафизическую действительность, Феррара заставляет протагониста окунуться в калейдоскоп осколков его личного травматического опыта. Тут и болезненные воспоминания детства и юности, и обида на папу, и непростые отношения с матерью, и страх отцовства, и вина перед бывшими возлюбленными, которую мы наблюдаем в виде отзвуков совести героя: из-за этого он порой оказывается в своего рода «Солярисе».

Без сомнения, мотивы новой картины Абеля Феррары в очередной раз носят интимный характер. Однако в «Сибири», как и в предыдущих работах режиссера, ощущается и более обширный посыл, в котором каждый зритель увидит что-то близкое конкретно для себя. В конце концов, каждый из нас встречает собственные слабости и страхи, ошибается и познает жизнь эмпирическим путем. В этом смысле экзистенциальное путешествие героя Дефо, направленное на поиск и принятие себя, может стать универсальным ключом, открывающим дверь в будущее. Это ли не гармония?

Открыть рецензию

Кадры из фильмa