Рецензия на фильм Серебряные коньки, отзывы критиков о кинофильме Серебряные коньки, все актеры | Time Out
3.0/5

Серебряные коньки (2020 год)

6+

Страна
Россия
Режиссер/Постановщик
Михаил Локшин
Длительность
130 мин.
Премьера в мире
10 декабря 2020 г.

О фильме

Новогодняя сказка для всей семьи. На улицах Петербурга 1899 года рождается любовь двух молодых людей из разных слоев общества. Однажды сын простого фонарщика Матвей встречает Алису — дочь большого в городе человека. В наследство парню достались лишь посеребреные коньки, но искренние чувства не знают преград.

Актеры

Рецензия на фильм

«Серебряные коньки»: Не роскошь, а средство передвижения


Декабрь 1899-го года. Санкт-Петербург бурлит в предвкушении Рождества: на льду замерзших каналов шумят зимние ярмарки, курьеры сбиваются с ног, доставляя заказчикам эксклюзивные пироги и плюшки. Однако самому резвому разносчику кулебяк не везет — из-за проезда чиновничьей кареты улицы внезапно перекрывают, и Матвей (Федор Федотов) не успевает вовремя доставить важному клиенту предновогодние яства. Из-за этого бедолагу увольняют без выходного пособия.

К счастью, у Матвея есть очень ценный талант — он шустро бегает на коньках, поэтому его принимает в свои ряды банда карманников-конькобежцев. Руководит ватагой некто Алекс (Юрий Борисов), который занимается воровством исключительно по идеологическим соображениям: очищая карманы богачей, он борется с эксплуататорами. Под его чутким руководством Матвей старательно осваивает профессию вора, и в качестве тестового задания лезет в богатый дом. Но там его видит Алиса (София Плисс) — дочь государственного сановника, в которую вчерашний разносчик кулебяк влюбляется с первого взгляда.

В измучившем нас всех 2020-м новогодняя битва за сердца и кошельки зрителей стартует в отечественных кинотеатрах неожиданно рано. Ее первой участницей стала рождественская сказка «Серебряные коньки», снятая студией Никиты Михалкова «ТРИТЭ». Сказка визуально роскошна: в кадре все дорого-богато и романтично-прянично. И при этом — вот ведь неожиданность! — совершенно одноразово по своему наполнению.

В центре этой сказки город, которого мы никогда не теряли — потому что его никогда и не было. В этом прянично-хрустальном Петербурге жители почти не ходят пешком, а скользят на коньках по льду завораживающе прекрасных каналов. Здесь погибшие воскресают, самодуры раскаиваются, а принцессы сбегают из дворца, чтобы выйти замуж за нищих. Впрочем, так как мы имеем дело со сказкой, то ничего в этом странного нет. Странно другое: режиссеру этого мелодраматического блокбастера Михаилу Локшину и сценаристу Роману Кантору не удалось нащупать баланс между сказкой и «жирными» намеками на актуальность. В итоге эклектичность «Серебряных коньков» очень часто кажется неоправданной, а местами — откровенно нелепой.

При этом кокетство с актуальной повесткой дня — чуть ли не самый любимый аттракцион авторов фильма. Вот в кадре заседание министерства: принимается решение о создании «летучего отряда быстрого реагирования для разгона несанкционированных собраний», кто-то из чиновников предлагает принять на вооружение новые модифицированные дубинки российского производства «дабы поддержать отечественного производителя». А вот перед нами продвинутая пекарня, обещающая своим клиентам доставку в течение тридцати минут… И так далее. За всеми этими «актуальностями» чувствуется легкий привкус КВН, особенно когда они соседствуют со словечками «а-ля старинушка» («кажись», «надысь» и так далее).

Встречаются в этом эклектичном винегрете и откровенные нелепости, вроде Дмитрия Менделеева, поющего «Скажите, девушки, подружке вашей», или князя Трубецкого, развлекающего толпу произвольной программой по фигурному катанию (ни один князь не стал бы этого делать — ему не по «статусу»).

Есть вопросы и к идейной составляющей фильма. Авторы «Серебряных коньков» активно заигрывают с фем-повесткой, однако путь к свободе для главной героини все равно проложен через обязательное для всех девушек замужество — к примеру, сбежать за границу одна или с гувернанткой Алиса почему-то не может. Также «Серебряные коньки» вольно или невольно транслируют идею непротивления злу. В фильме есть представитель так называемого «активного сопротивления» — профессиональный вор Алекс, оправдывающий свое воровство разговорами о классовом неравенстве и цитатами из Карла Маркса. Образ этого идеологически подкованного карманника, конечно, старательно романтизируется — ах, как прекрасен он, идущий в рапиде по корме горящего корабля! Однако эта романтизация не делает Алекса положительным героем: перед нами антагонист, представитель хтонического мира, змей-искуситель и прочее. Его оппонент — Алиса, убежденная, что нужно не зацикливаться на различиях между бедными и богатыми, а искать то, что их объединяет. Правда, эти поиски приводят ее к бегству из страны, но это уже детали: симпатии авторов явно на стороне героини.

При всем этом «Серебряные коньки» невероятно красивы — пусть и холодной, ремесленнической красотой, в которой нет заявки на индивидуальность. По сути, это даже не красота, а красивость, но она добротна — и отрицать ее нельзя. Как есть в фильме и динамичная хореография драк, хореография погонь и эротика (хотя обнаженная грудь при рейтинге «6+» тоже вызывает вопросы). Так что побродить по этому прянично-сказочному Петербургу, в принципе, можно. Главное — не забыть оставить мозги в гардеробе перед началом сеанса.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Фильм в коллекциях