Рецензия на фильм Опасный элемент, отзывы критиков о кинофильме Radioactive, все актеры | Time Out

О фильме

История Марии Кюри — первой женщины, удостоенной Нобелевской премии. Ее и мужа Пьера объединяли не только взаимные чувства, но и общая страсть к науке. Вместе они сделали одно из величайших открытий двацатого столетия, которое навсегда изменило мир.

Актеры

Рецензия на фильм

«Опасный элемент»: Взрыв из прошлого


Французский этап биографии польской эмигрантки Марии Склодовской вошел в историю как время уникальных открытий, которые привели к страшным катастрофам. Переехав в Париж, молодая ученая, влюбленная в науку гораздо сильнее, чем в собственную жизнь, сталкивается с проблемой. Ее эксперименты обходятся для университетской лаборатории слишком дорого, и Мария вынуждена искать новое пристанище для своих исследований. Помогает случайная встреча — известный физик Пьер Кюри, с первого взгляда очарованный талантом Марии Склодовской, предлагает ей поработать в его лаборатории. А дальше — новые открытия, большая любовь, мировая известность, борьба, признание, масштабные трагедии и смерть. Все это уместилось в жизни великой женщины, ставшей первой нобелевской лауреаткой в истории.

Режиссер «Опасного элемента» — француженка иранского происхождения Маржан Сатрапи, не только снимающая кино, но и создающая уникальные комиксы. Наиболее известной работой Сатрапи стал автобиографический «Персеполис», напечатанный еще в 2000 году, а через семь лет ею же и экранизированный. С этим проектом у «Опасного элемента» много общего. Во-первых, главные героини — женщины, не вписывающиеся в рамки, установленные мужским миром. В «Персеполисе» — революционно настроенная иранская девочка-бунтарка, которую родители отправляют в Европу, а то «кабы чего не вышло». В «Опасном элементе» — невероятно талантливая, но обладающая сложным характером польская ученая Мария Склодовская, которая была вынуждена уехать из страны ради образования. Кроме того, оба фильма созданы на литературной основе. Как и «Персеполис», «Опасный элемент» опирается не только на биографию Марии Склодовской, но и на графический роман Лорен Реднисс «Радиоактивно: Мари и Пьер Кюри».

До премьеры «Элемента» выбор в пользу Маржан Сатрапи в качестве режиссера казался более чем оправданным. На первый план выходил не столько опыт француженки в экранизации графических романов, сколько то, что исследование внутреннего устройства героинь в современном кино — задача, прежде всего, режиссеров-женщин. Именно они способны взглянуть на персонажей под новым углом, отличным от мужской точки зрения, превалирующей в кино последние сто лет.

Впрочем, это лишь надежды — реальность пока куда более прозаична. Настолько же прозаична, как и «Опасный элемент». Как учебник истории, сюжет фиксирует основные этапы французской жизни Марии Склодовской-Кюри — начиная от знакомства с будущим мужем и по совместительству коллегой Пьером Кюри и заканчивая смертью, которую, несомненно, приблизила ее многолетняя работа с радием. На всем пути героини то и дело возникают преграды: иногда их создает внешний мир, а иногда и сама беспринципная и своенравная Кюри, пугающе чуждая для окружающего ее мужского сообщества.

Несмотря на необъятные возможности для изображения великой ученой, которая, в сущности, является символом женской эмансипации, Сатрапи очень поверхностно и узко подходит к собственной режиссерской задаче. В поисках ответов на заданные историей вопросы ей совершенно не всегда удается погрузиться во внутренний мир главной героини. Большинство заявленных в сюжете проблем, будь то «интеллигентный французский сексизм», национализм или шейминг, так и остаются лишь внешними факторами, едва ли влияющими на Марию Склодовскую. И выглядит это вовсе не проявлением силы ее характера, отвергающего любое вмешательство, а, скорее, сценарными пробелами ленты, будто по списку набирающей важные, пульсирующие темы, но не желающей в них разбираться.

Режиссер все же старается проводить визуальные эксперименты, не выходя при этом из жанровых рамок. Это касается, прежде всего, использования ярких кислотных цветов. Ядовитые оттенки стремительно врываются в кадр — от светящихся по ночам пробирок до платьев танцовщиц в видениях Марии. Так Париж превращается в неоновый город печального будущего, в котором живут все те же люди, поддающиеся слабостям и агрессии. Внутри этого котла и приходится существовать Склодовской, ловко отбивающей пущенные в нее со стороны негостеприимного общества стрелы. Исполнившей главную роль Розамунд Пайк отлично удается это амплуа — она удивительно органична и лаконична.

Еще одна характерная особенность «Опасного элемента» — флэшфорварды с последствиями открытий Склодовской. Они удачно вплетены в повествование и соответствуют ярким достижениям ученой или ее эмоциональным взрывам. На мгновение на экранах возникают мрачные моменты из будущего: атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, авария на Чернобыльской электростанции. Слова Пьера Кюри на вручении Нобелевской премии о том, что человечество извлечет из этих открытий больше пользы, чем вреда, в итоге расходятся с действительностью, но лишь отчасти. Сколько жизней и судеб спасли рентгеновские аппараты, получившие широкое распространение благодаря Марии Кюри, или радий, который используется при лечении рака?

Маржан Сатрапи сознательно сопоставляет неоднозначность открытий Марии Склодовской и ее внутреннего мира. Но самое важное, что позволяет сделать «Опасный элемент» — задуматься об эволюции восприятия прошлого. Лента вполне смогла раскрыть идею неоднозначного применения знаний, достигнутых человечеством. Но рассказать о внутренней жизни одной из величайших женщин в истории убедительно и с достоинством у Сатрапи не получилось.

Открыть рецензию