Рецензия на фильм Обратная связь, отзывы критиков о кинофильме Обратная связь, все актеры | Time Out

Обратная связь

16+

TimeOut

«Обратная связь»: Разбор полетов под бой курантов

Вера Аленушкина

У друзей детства Вадика, Левы, Бори и Димы есть традиция: каждое тридцать первого декабря они вместе с женами отправляются к Леве, дабы в тесном дружески-семейном кругу открыть бутылку шампанского под бой курантов. Однако в этот раз праздничный ритуал пришлось немного модифицировать — встречать Новый Год было решено на съемной даче. Но в остальном все осталось по-прежнему: Лева (Камиль Ларин) и Ева (Мария Миронова) вели друг с другом затяжные бои из-за взрослеющей дочери, Вадим (Леонид Барац) отчаянно молодился ради своей юной жены (Анастасия Уколова), Дима (Александр Демидов) все так же маялся в одиночестве, а Боря (Ростислав Хаит) никак не мог наладить отношения с Алей (Ирина Горбачева).

В 2019-м году «Громкая связь» Алексея Нужного стала фильмом-сюрпризом: статичная разговорная комедия о друзьях, устроивших внеплановый вечер откровений, продержалась в активном прокате десять недель и собрала полмиллиарда рублей. Впрочем, чуть позже выяснилось, что кассовый успех — это не сюрприз, а, скорее, закономерность: «Громкая связь» — адаптация «Идеальных незнакомцев» Паоло Дженовезе, вошедших в Книгу рекордов Гиннесса. Дело в том, что ремейки этого итальянского фильма были сняты в 18-ти (!) странах, и везде (!) оказались успешными. Правда, на продолжение не решился никто, но у российского кинематографа, как известно, особый путь, поэтому, пожалуйста, вот вам сиквел — «Обратная связь».

Писался и придумывался он, скорее всего, тяжело: авторам нужно было придумать для своих персонажей новую игру, которая позволила бы говорить о преемственности ленты, да еще и требовалось найти баланс между серьезной темой и развлекательной формой. С первой задачей квартетчики более-менее справились. Если в оригинале герои выкладывали на столы телефоны и переключали их на громкую связь, то в этот раз они пишут друг другу записки с претензиями и собираются посвятить новогодний вечер «разбору полетов». Игра получилось довольно сложной в объяснении, что отнимает существенную долю хронометража, но она конфликтна по своей сути и льет воду на мельницу общего замысла. С задачей второй все оказалось сложнее.

Новогоднее кино — формат на редкость консервативный. Каким бы ни был фильм, для него обязателен вполне конкретный набор атрибутов: в кадре должны быть елочка, оливье, конфетти и шампанское, герои должны валяться на снегу или энергично извиваться под какие-нибудь затасканные до дыр хиты вроде «Синего-синего инея» или «Звенящей январской вьюги». «Обратная связь» весь этот протокол соблюдает с каким-то школярским прилежанием. Сложность заключается в том, что в центре проекта невероятно трудная и психологически тяжелая тема. Она связана с тем, что мы не привыкли проговаривать свои проблемы вслух: нам проще прилежно коллекционировать обиды, замалчивая их до последнего, а когда конфликт заканчивается эмоциональным взрывом, мы охотнее идем на разрыв отношений, чем на их обсуждение.

Именно об этом «Обратная связь» и пытается поговорить, однако формат новогодней комедии тащит фильм в противоположную сторону. В итоге получается примерно следующее: герои радуются встрече, ворчат друг на друга, потом ругаются, потом танцуют, снова ругаются, пьют шампанское, устраивают разбор полетов, после чего ссорятся в сотый раз и так до финальных титров. После третьей итерации верить в происходящее перестаешь: если героям так некомфортно вместе, зачем же они общаются? Встреча Нового года — дело добровольное, это не корпоратив, куда всех сгоняют в принудительном порядке во имя тимбилдинга.

Сценарной натяжкой кажется и исповедь Али (Ирина Горбачева), обвиняющей своего мужа в сексуальном бессилии в присутствии его друзей детства. Понятно, что авторы стремились к максимальному заострению конфликта, но оно не всегда кажется достоверным — а контраст с праздничной атмосферой эту неубедительность только усиливает.

С другой стороны, умеренно искусственные вставки с валянием на снегу и танцами под I will survive делают фильм гораздо более легким для восприятия. Потому что как бы герои не ссорились, мы точно знаем, что хэппи-энд неизбежен: ведь рано или поздно куранты все-таки зазвонят, а Новый год, наконец, наступит.

Реклама

Билетов не найдено!

Закрыть