Рецензия на фильм Минамата, отзывы критиков о кинофильме Minamata, все актеры | Time Out

Минамата

Minamata   18+

TimeOut

«Минамата»: Фотографии ценою в жизнь

Дмитрий Евстратов

В жизни легендарного военного фотографа Юджина Смита (Джонни Депп) настала черная полоса. Когда-то он прославился своими документальными фотоснимками, сделанными в Японии в самый разгар Второй мировой войны. Спустя 25 лет утекло много воды – и Юджин бедно проживает в маленькой грязной студии, проявляя рядовые фотографии и уничтожая крепкие алкогольные напитки бутылку за бутылкой. И все же о нем еще помнят: к Смиту приезжает японка Айлин, чтобы снять знаменитого фотографа для рекламы пленок Fuji. Впрочем, истинная цель Айлин совсем другая.

Юджин — единственный, кто может помочь японцам из прибрежного городка Минамата бороться с экологической катастрофой: химическая компания Chisso отравляет воду ртутью, что приводит к ужасным последствиям для местных жителей. По заданию журнала Life Смит вновь отправляется в Японию, испытывая болезненные военные флэшбеки, чтобы сделать репортаж, который потрясет весь мир и заставит общественность обратить внимание на жертв «болезни Минаматы».

Для режиссера Эндрю Левитаса «Минамата» стала лишь второй полнометражной работой. Первый его фильм, «Колыбельная», прошел относительно незамеченным, несмотря на звездный актерский состав и чрезвычайно сложную тему — эвтаназию и неоднозначное к ней отношение. К «Минамате», напротив, было приковано много внимания — премьера ленты состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля в начале года. И дело даже не в том, что главная роль отдана на откуп любимому многими зрителями Джонни Деппу, чьи актерские работы после «Пиратов Карибского моря» оказались в большинстве своем однообразны. На первый план вышла социально-экологическая повестка — а для современного мира вопросы влияния общества на природу и наоборот обретают первостепенную важность.

Основная задача Левитаса заключалась в умелом околодокументальном сочетании личного и общего — переплетении истории Юджина Смита с проблемами тысяч японцев, столкнувшихся с неизведанной болезнью и, что еще страшнее, с неприступной стеной в виде компании, отказывающейся признавать собственные ошибки. Так или иначе, подобные темы в кино поднимаются нередко. На месте компании Chisso может оказаться все, что угодно — обычно это обобщается и рассматривается как пресловутая «система». А на противоположной стороне, вместо японцев, страдающих от «болезни Минаматы», могут находиться другие жертвы этой «системы», оказывающие сопротивление из последних сил. Из-за архетипической структуры и проблематики внимание на себя перетягивают небольшие детали, которые, в сущности, и не позволяют «Минамате» быть выдержанным и умелым социально-экологическим манифестом.

Режиссер очень бережно относится к главному герою и его профессии. Левитас известен не только работой с кино — он еще и фотограф, скульптор и художник, чьи работы демонстрировались на крупных выставках. Кому, как не ему, осознавать глубину и сложность профессии Юджина Смита. Так что изучению внутреннего мира персонажа посвящена существенная часть хронометража. Здесь и проявляются слабости «Минаматы»: лента недостаточно кинематографична, ей не всегда хватает художественности. Эмоции и переживания, как правило, напрямую проговариваются персонажем Деппа или его спутниками, а преграды, с которыми они сталкиваются, напоминают скорее жанровый минимум. Периодически картина безуспешно пытается быть манипулятивной и пользоваться знакомыми повествовательными и композиционными паттернами.

«Минамата» смотрится как публицистический взгляд на исторический процесс — своего рода визуализированная статья, не слишком дотошно включенная в исследуемую проблему и сопровождаемая говорящими снимками. Иногда лента перестает быть сбалансированной, чересчур зацикливаясь на главном герое и забывая уделять внимание экологической катастрофе. Сквозь снимки Юджина Смита в «Минамате» виден, скорее, сам Смит, нежели судьбы тех, кого он снимал.

При этом фотографии действительно составляют важную часть фильма – работа Смита показана под самыми разными углами с помощью цвета. На мгновения фильм становится черно-белым, всецело погружая зрителя в пространство фотографии. К слову, Левитас воссоздает и самые известные работы Смита, в том числе легендарный снимок «Томоко Уэмура в ее ванной комнате», на котором изображена мать, обнимающая свою дочь, страдающую от «болезни Минаматы».

Попытки режиссера концентрироваться на образе Юджина Смита на фоне ужасающих событий можно считать относительно успешными, даже несмотря на то, что они выглядят немного искусственными из-за жанровых клише. Основная работа все же лежит на Джонни Деппе – прогулка по эмоциональной синусоиде своего персонажа ему удалась на славу. Правда, Депп никак не может отказаться от некоторых актерских приемов вроде короткого бешеного взгляда, которые он придумал давным-давно и которые не всегда соотносятся с воплощаемыми им образами.

Даже с учетом откровенного недостатка художественности, «Минамата» — это необходимое кино, способное познакомить своего зрителя не только с легендарным фотографом, но и с кровоточащей социально-экологической раной современной Японии. Хотя на самом деле рана эта вовсе не японская, а мировая. Не зря самым трогательным и эмоциональным моментом картины Левитаса стали… титры. В них режиссер поместил фотографии мест по всему миру, где случались экологические катастрофы: Чернобыль, Фукусима, нефтяная платформа в Мексиканском заливе и множество других. Это простое, но ужасающее напоминание о тяжелых ударах по природе и людям — лучшее из всех возможных завершений не слишком мощного режиссерского монолога.

Билетов не найдено!

Закрыть