Рецензия на фильм Манк, отзывы критиков о кинофильме Mank, все актеры | Time Out

Манк

Mank   16+

TimeOut

«Манк»: Как раскритиковать Голливуд и сделать это красиво

Дмитрий Евстратов

1940 год. После тяжелой автомобильной аварии сценарист Херман Дж. Манкевич (Гари Олдман) отправляется на ранчо, чтобы начать работу над сценарием «Гражданина Кейна». Продюсер Джон Хаусман (Сэм Тротон) и молодой режиссер-звезда Орсон Уэллс (Том Берк) намеренно заточили Манка (так называют его близкие) в американской глубинке. Любовь к алкоголю мешала ему писать, а работа предстояла непростая: сценарий должен быть готов уже через три, а то и через два месяца. Но как это сделать, когда вместо ящика алкоголя есть только ящик снотворного, встать с кровати не позволяет недавно прооперированная нога, а из людей приходится видеть только юную британскую стенографистку (Лили Коллинз), больше переживающую за мужа на войне, нежели за написание сценария в срок, и немецкую медсестру? 

Параллельно с историей написания сценария с помощью флэшбеков развивается и история самого Манка. Голливуд депрессионных 1930-х до отказа забит знаменитыми именами. Вот, к примеру, перед нами Луис Майер (Арлисс Ховард) – один из основателей студии MGM – лицемерный, двуличный и алчный властитель, готовый пойти на все ради выгоды. А вот – Ирвинг Тальберг (Фердинанд Кингсли) – амбициозный продюсер, прожигающий свой талант на агитационные ролики. Но над всеми властвует влиятельный газетный магнат Уильям Рэндольф Херст (Чарльз Дэнс), ставший прообразом главного героя «Гражданина Кейна». Язвительному Манку приходилось вариться в котле нового Голливуда, полного политических интриг, сложных отношений между студиями и постоянных, иногда неприятных открытий – это и стало залогом легендарного сценария.  

В середине 2010-х режиссера Дэвида Финчера с руками и ногами забрал Netflix. Последней лентой постановщика, которая демонстрировалась на больших экранах, была «Исчезнувшая» (2014). С тех пор Финчер запустил для стримингового сервиса несколько сериалов и только спустя шесть лет вернулся в большое кино. История «Манка», а, точнее, его сценария, берет свое начало еще в прошлом веке – журналист и по совместительству отец режиссера Джек Финчер написал сценарий еще в конце 1990-х. Тогда съемки фильма постоянно откладывались, студии не хотели принимать на себя ответственность за двухчасовой разговор о лицемерии студийной системы, выстроенной во времена «Золотого века» Голливуда. В 2003 году Джек Финчер скончался, не сумев увидеть на больших экранах свое детище, а сценарий «Манка» так и остался единственным в его фильмографии. И все же съемки «Манка» были вопросом времени – сын воплотил на экране работу своего отца.  

Дэвид Финчер, известный своим режиссерским перфекционизмом, сделал из «Манка» совершенное с точки зрения технических деталей кино. Фильм будто вырвался из архивов – в первую очередь, это касается звука. Завсегдатаи лент режиссера – композиторы Трент Резнор и Аттикус Росс – специально для фильма создали треки, отсылающие к классическим картинам 1940-х. Состаренный звук, максимально приближенный к аналоговому, создает магическое ощущение возвращения в давно ушедшую эпоху. Черно-белая картинка лишь усиливает впечатления. Хоть высокое разрешение и выдает «Манка», не отметить работу команды Финчера невозможно. Пленка была существенно преобразована после съемок: добавлены царапины и время от времени появляющиеся в верхнем правом углу кадра следы от сигарет. Загвоздка лишь в том, что это техническое разнообразие не получится увидеть и ощутить на большом экране – «Манк» нуждается в этом чуть ли не сильнее других фильмов, созданных для стримингов 

Но что скрывается за техническим перфекционизмом Финчера? В сценарии «Гражданина Кейна» Манкевич разом описал целую эпоху – то, что он видел собственными глазами. Именно этот субъективный взгляд Манка на уже тогда алчную голливудскую систему поддерживающий его Финчер играючи перенес в свою работу, отдавая должное великому фильму и используя похожую структуру повествования. С помощью нелинейного нарратива отрывисто, по крупицам выстраивается не только история создания «Гражданина Кейна», но и творческий путь придворного голливудского шута. В бесконечных флэшбеках, переносящих зрителя в первую половину 1930-х годов, Херман Манкевич представляется человеком, готовым, способным и желающим идти против правил – в этом будто бы и кроется его сценарный гений.  

Впрочем, Финчер не старается досконально изучать своего героя и определяющие этапы его биографии. Кажется, что режиссер беспрекословно следует принципам Манкевича, который заявляет: «За два часа нельзя рассказать все о жизни человека, зато можно оставить впечатление о ней». По-новому открывать образ сценариста призван Гари Олдман. Его актерская работа, в немалой степени насыщенная театральностью (как, к слову, и работы других актеров) одно из ключевых достоинств «Манка». Несмотря на сценарий, плотно наполненный диалогами на самые разные темы, именно благодаря Олдману рисуется целостный, пусть и не слишком объемный образ Манкевича 

Человеку, подробно не знакомому ни с «Гражданином Кейном», ни с закулисьем Голливуда того времени, «Манк» может показаться напыщенно синефильским. Иными словами, таким, каким в прошлом году некоторые сочли «Однажды… в Голливуде». «Манк» действительно старается укутать своим обаянием и в то же время искусно сплести паутину из множества исторических нитей вроде выборов губернатора Калифорнии в 1934-м, ставших центральным событием флэшбеков. Объем исторического контекста настолько значителен, что волей-неволей приходится становиться их соучастником, и это далеко не всегда идет фильму на пользу – «Манк» на пути к финалу иногда теряется на тех извилистых дорогах, которые сам себе выстроил.  

Вероятно, это можно объяснить тем, что для Финчера «Манк» стал стилистически новым заданием. В фильме он отказывается буквально от всего, что характерно его творчеству – ступая на непроторенную тропу, постановщик использует непривычно мало узнаваемых «острых углов». Кажется, в новой роли Финчер чувствует себя не слишком уютно – «Манк», будучи технически совершенным фильмом, больше похож на долг перед отцом и воплощение старой мечты из уже ушедшей молодости. Но даже в таких условиях режиссер держит высочайший уровень, позволяющий называть «Манка» одновременно одним из наиболее тонких и масштабных фильмов года.  

Билетов не найдено!

Закрыть