Макбет | Театр | Time Out

Макбет

16+
О спектаклеМатериалы
Макбет

О спектакле

Стремление к лучшей жизни, доведенное до предела, в конечном счете губит человека. Постановка «ТРУ Театра» обращает внимание на неочевидные моменты пьесы Шекспира и рассказывать о том, как женщина приводит своего мужчину к успеху и как этот успех уничтожает их обоих, но в первую очередь – ее саму.

«Макбет» в интерпретации Антона Киселюса будет не только о самом Макбете, но может быть даже в большей степени он будет о его жене: «Обычно в спектаклях “Макбет” Леди Макбет – очень злая женщина, практически ведьма. Нам хочется показать, что она тоже человек, и хочется сделать так, чтобы мотивация ее поступков была понятна, и чтобы зрителю ее стало жалко».

«Макбет»: зачем независимые коллективы обращаются к Шекспиру

Автор: Нелли Когут

Авторский ТРУ Театр рассматривает трагедию Шекспира как трагедию амбиций. Безграничное стремление к лучшей жизни не только доводит героев до края, но и предстает как примета сегодняшнего времени.

За исходную точку в спектакле Антона Киселюса взято шекспировское состояние безвременья, ощущение вывихнутого века и «прогнившего королевства». Что-то неладное творится вокруг, но даже в схожих условиях в разные времена люди действуют по-разному. Если честно, мало какому театру удается поместить в предлагаемые Шекспиром обстоятельства по-настоящему современного человека. Выйти на универсальные обобщения, вычленить вечные и неизменные истины — сколько угодно. В постановке ТРУ Театра удалось схватить сам тип современного мышления, где мир предстает не в своем целостном единстве, что было характерно для авторов эпохи Возрождения, а как распавшийся на отдельные части, которые плохо согласуются между собой.

Без искусственного осовременивания на сцене создано мрачное пространство, враждебное по отношению ко всем героям — здесь неуютно не только Макбетам, Макдуфу, но даже королю. Здесь каждый в любой момент может оказаться с гвоздем в спине.

Киселюс ищет в «Макбете» нерв современности. То, как преодолевают семейный кризис, связанный, по задумке режиссера, с бездетностью: сцена, где Леди Макбет качает детскую колыбель – одна из самых пронзительных в спектакле; как выстраивается рабочая иерархия — король и Кордовский тан как начальник и подчиненный; на чем строятся дружеские отношения — товарищ Макбета Банко становится его жертвой. Все эти темы проведены с большой точностью и подробностями, доступными разве что психоанализу. И, разумеется, театру.

В роли Макбета — Владимир Мошечков, сумевший в исторической драме разглядеть чаяния современного молодого человека. Его Макбет не жаждет безграничной власти и воинской славы. Успех в глазах других, определенный статус в обществе, самоутверждение — вот, что по-настоящему им движет. Особенно ярко это показывает сцена, в которой король Дункан (Иван Горячев) жалует титул принца Кемберлендского своему старшему наследнику Малькольму (прекрасная роль Станислава Колодуба). Тот ерничает, неуместно шутит и, очевидно, ни во что не ставит доставшиеся ему задаром почести. Однако Макбет прекрасно знает себе цену и то, что он по заслугам достоин большего — и здесь Мошечков блестяще отыгрывает презрение, даже отвращение к Малькольму и разочарование, постигшее его героя.

Здесь леди Макбет (Анастасия Масленникова) и ее муж представлены не как восставшие против всего мироустройства люди, готовые пойти на многое ради достижения своей цели, даже на убийство. Они, конечно, не совсем обычная, но понятная, испытывающая свои трудности, взлеты и падения семья. Тут можно проследить целую градацию чувств от страха, недоверия до обожания и восхищения друг другом. Вернувшись с повышением из похода, Макбет буквально вытирает о свою жену ноги — наигранный приступ ревности, достаточно ли она была верна ему, насколько верила в него. Однако затем меха для розжига, расположенные в глубине сцены и на которых раскачиваются герои, все больше начинают раздувать страсти. По тексту пьесы, убийства и предательства последуют одно за другим.  И, конечно, все будет полыхать в огне безумия.

Привычно видеть интерпретацию Макбета как исследование процесса зарождения зла в человеке. Однако в этом «Макбете» зло не очевидно, и нельзя однозначно сказать, чьими руками оно творится. Зло вшито в саму систему отношений между людьми, но оно не в душе Макбета и его жены. В спектакле нет нарочитой жестокости, садизма. Леди Макбет не одержима стремлением к власти, ей нужно лишь семейное счастье и благополучие супруга. А то, что путь к этому лег через злодеяния — так это странная усмешка судьбы, за которую отвечают три прекрасные ведьмы в исполнении Екатерины Фокерман, Юлии Чепурновой и Софьи Резник.

Ведьмы — одна из точек витальности спектакля. Три обольстительницы, искусительницы, то томящиеся от переполняющей их чувственности, то заигрывающие со зрителями подвешенными на веревочку птичками (по преданию подобные голубки — символ надежды). Меньше всего они похожи на дьявольское отродье и воплощение темных потусторонних сил. Больше в них видится все то иррациональное, та глубинная человеческая хтонь, которая недоступна сознанию. Изнанка человеческого, вывернутый разум. Как они говорят в начале — добро есть зло, зло есть добро. И в этом корень людских несчастий.

Еще одно средоточие жизненной энергии — Банко в исполнении Дениса Денисова. Он от души веселится во время пира в доме Макбета и по-настоящему ему верен. Здравомыслящий и рассудительный, Банко, кажется, единственный, кто способен не увязнуть в путах предсказаний ведьм и отличить истину от подобия правды. Не зря ведьмы для него — лишь «пузыри земли». И когда Макбет забивает в него смертельные гвозди, Банко больше изумлен тому, что можно так запросто предать мужскую дружбу, поддавшись соблазну.

Особенно ценно то, что в спектакле Киселюса на протяжении всего действия берется очень разная интонация — от гулкой, разрываемой лязгом железного оружия в сценах битвы до магнетически-мистической при встречах с ведьмами и обостренно интимной в эпизодах четы Макбет. При этом шекспировские описания сражений не заносят спектакль в высокопарность, а любовные сцены не предлагают слащавую лирику — здесь во всем выдержана мера, благодаря, конечно, вкусу и режиссера, и актеров.

Реклама

Билетов не найдено!

Закрыть