Рецензия на фильм Легенда о волках, отзывы критиков о кинофильме WolfWalkers, все актеры | Time Out

Легенда о волках

WolfWalkers

TimeOut

«Легенда о волках»: Большая женская лапа

Максим Ершов

1650, ирландский город Килкенни превратился в огромную крепость. Местные жители вроде бы смирились со своей судьбой и подчинились англичанам во главе с Оливером Кромвелем. Теперь их гораздо больше тревожат постоянные набеги волков из соседнего леса. Чтобы раз и навсегда разобраться с хищниками, из Англии призывают на помощь охотника Билла. Меткий стрелок из арбалета привез с собой в Килкенни свою светловолосую дочь по имени Робин. Подростка пытаются запереть на кухне и занять готовкой и уборкой, однако жаждущая свободы девочка мечтает стать охотницей. Сверстники приезжую недолюбливают, поэтому ее единственный друг — ястреб Мерлин. В лесу Робин знакомится с рыжеволосой дикаркой Мэйв, умеющей управлять волчьей стаей. Эта встреча навсегда изменит жизнь обеих героинь.

Анимационная студия Cartoon Saloon находится в Килкенни. За 20 лет своего существования она успела завоевать мировое признание и встать в один ряд с такими гигантами, как Pixar, Ghibli и Aardman. Один из основателей Cartoon Saloon и ее самый известный автор — Томм Мур: «Легенду о волках» он снял вместе с Россом Стюартом. Два предыдущих мультфильма ирландца — «Тайна Келлс» (в соавторстве с Норой Туми), история создания одного из главных памятников национальной культуры через взросление мальчика-монаха, и «Песнь моря», эмоциональный рассказ о брате и сестре, оставшихся без матери и осознавших, что волшебные существа живут вовсе не в сказках, а в мире вокруг. Обе картины номинировались на «Оскар», и оба раза уступали в борьбе за награду проектам Disney. Увы, авторская анимация крайне редко обыгрывает большие голливудские проекты.

Премьера «Легенды о волках» состоялась на фестивале в Торонто этого года, а теперь мультфильм доступен для широкой публики на Apple TV+. Это первая полнометражная анимационная лента стримингового сервиса, и в новый сегмент он заходит с козырей: смотреть «Легенду» будет одинаково интересно и детям, и взрослым.

Поклонники «Тайны Келлс» и «Песни моря» могут быть спокойны — Томм Мур себе ничуть не изменил. Новая работа, как и предыдущие, выполнена в технике двумерной анимации: она одновременно напоминает и наскальную живопись, и оживающие полотна средневековых художников. Если в «Тайне Келлс» события развивались в IX веке, а в «Песне моря» — в 80-е годы XX века, то «Легенда о волках» повествует о середине XVII века. Ирландец продолжает знакомить мир со своим родным фольклором: он вспоминает мифы и забытые предания, доказывая их универсальность.

В новом мультфильме Мур строго разделяет два чуждых друг другу мира. Город сер, зажат в строгие формы — прямые линии и углы, скучен и рационален, все его жители выглядят одинаково отталкивающе, к тому же они запуганы могущественным Кромвелем. Лес пестрит яркими красками — он полон завитушек, узоров и изгибов, в нем нет никаких ограничений, здесь происходят настоящие чудеса. Визуальный ряд (и по цветам, и даже по разным техникам анимации) виртуозно подчинен авторской задумке. Фон и детали изображения выступают в качестве подтекста: они не просто задник, но участники разворачивающихся событий.

Традиционно Муру важны две темы: семейная и экологическая. Герои его произведений — дети, растущие в неполных семьях и ищущие недостающего тепла. В «Легенде о волках» у Робин нет матери, а у Мэйв — отца. Дружба позволяет девушкам преодолеть утраты, да и взрослеть вместе гораздо интереснее. Им противостоят горожане, которые готовы поджечь лес ради возможности истребить волков. Прекрасный внешний мир не виден тем, кто прячется за стенами крепости: человек слеп и прозревать не собирается. Столкновение каменных домов и мощеных дорог с лесом и его обитателями прекрасно экстраполируется на нашу повседневную реальность. Люди давно ведут открытую войну с окружающей средой, постепенно уничтожая зеленые насаждения и отправляя животных в Красную книгу. Мур выражает свой гнев через метафоры, избегая душащего зрителей публицистического пафоса.

Две девочки становятся связующими звеньями между строго очерченными территориями. Мультфильм получился профеминистическим: мужчины отодвинуты на второй план, а Робин отстаивает свое право быть собой, не подчиняясь навязываемым обществом правилам. Она не согласна с уготованной ей ролью жены и хранительницы домашнего очага. Для XVII века подобное поведение радикально — а сегодня ничего более понятного и придумать нельзя.

От «Легенды о волках» невозможно оторвать взгляд, это, пожалуй, самый красивый мультфильм уходящего года. В нем чувствуются не только элементы предыдущих картин Мура, но и наследие Хаяо Миядзаки и студии Disney. Для ирландца слова далеко не первичны: внешний облик персонажей и мир вокруг них гораздо точнее обрисовывают их психологический портрет. Взаимоотношения и конфликты также передаются визуальными средствами — цветом, светом и композицией кадра.

Может быть, «Легенда о волках» немного не дотягивает по эмоциональному накалу до «Песни моря», зато это более приключенческая картина, полная зрелищных поединков и динамичных эпизодов. Добро и зло у ирландского аниматора никогда прежде не очерчивались столь ярко: традиции, природа и мудрость выступают против города, новых порядков и войны. Но без гармонии с внешним миром не обрести гармонии с миром внутренним. Таков закон Мура.

Билетов не найдено!

Закрыть