Фестиваль китайской живописи в стиле гунби
О выставке
В Москве откроется Фестиваль китайской живописи в стиле гунби.
В Государственном музее искусства народов Востока откроется седьмой по счету Фестиваль китайской живописи в стиле гунби – масштабное событие, которое проводит Московский клуб любителей китайской живописи гунби при поддержке Китайского культурного центра в Москве. По традиции в программу фестиваля входят выставки работ китайских и российских художников, а также образовательные мероприятия, включающие экскурсии, лекции и мастер-классы.
В экспозиции фестиваля представлены разные стили и жанры традиционной китайской живописи. В этом году в нее вошли более 150 произведений, созданных более чем 80 художниками. Центральное место в экспозиции заняли работы участников проектов «Сто пионов» и «Цветущие иероглифы». По признанию организаторов фестиваля, на проведение первого проекта их вдохновил «Сборник ста сортов пионов», написанный китайским художником Цзян Тинси для императора Юнчжэна маньчжурской династии Цин (1723-1735). В сборнике – 92 вида пионов, участники проекта повторили 40 из них. Благодаря своей красоте пионы на протяжении тысячелетий украшали императорские сады Поднебесной и были доступны только знати, за что получили статус «царя цветов» и стали олицетворением власти, достоинства и величия. Пионы – национальный символ Китая и один из основных мотивов в традиционной китайской живописи. Их изображения служат выражением благопожелания богатства, славы и процветания. В русской культуре пион также имеет глубокое символическое значение и ассоциируется с памятью и уважением к прошлому. В этом смысле серия «Сто пионов» в высшей степени созвучна проекту «Цветущие иероглифы», посвященному 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Пионы так прекрасны и аромат их так чудесен, что мир будет длиться вечно». Такую фразу составили восемь участников проекта «Цветущие иероглифы» из восьми иероглифов, превратив последние в произведения искусства, выполненные в жанре «цветы и птицы» – наиболее популярном для создания картин в стиле гунби.
С китайского языка «гунби» дословно переводится как «тщательная или прилежная кисть». И действительно, этот стиль, зародившийся около 2000 лет назад, отличают реалистичность и особое внимание к деталям. Работая в технике гунби, мастер сначала прорисовывает тушью контур изображения, а затем заполняет рисунок минеральными красками, нанося их слой за слоем.
«Поскольку такие краски весьма долговечны и создают яркий колер, картины в стиле гунби выглядят очень декоративно. Именно в этой технике работали китайские художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати», – говорит куратор фестиваля, художник Юлия Толмачева.
Гунби является эталоном перфекционизма в китайской живописи. Это один из самых трудоемких стилей, который служит отображением китайского менталитета: погони за недостижимым совершенством, полного посвящения себя работе, глубокого уважения к традициям. Насколько он оказался близок российским художникам, гости фестиваля могут понять, сопоставив произведения мастеров двух стран.
Среди участников экспозиции – Ян Пэйсюань, член Союза художников Китая, рекомендованный художник Ярмарки искусств Гуанчжоу, впервые представляющая свои работы в России, а также последователи традиционной китайской живописи, хорошо известные как у себя на родине, так и российским зрителям, преподаватели Онлайн Школы Гунби: Ту Чжунь, Чжоу Бин, Ли Чжэ и Гун Сюэцин.