«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» | Арт | Time Out

«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»

12+
«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»
Фото: архивы пресс-служб

О выставке

Международный проект о женщине-архитекторе Лине Бо Барди, которая внесла огромный вклад в мировую культуру.

Лина Бо Барди (1914–1992) входит в число наиболее почитаемых и влиятельных архитекторов мира. Сегодня, спустя тридцать три года после смерти, многогранный корпус ее работ привлекает все больший интерес и все полнее высвечивается масштаб ее дарования.

Экспозиция представляет творчество Бо Барди в двух дополняющих друг друга ракурсах. На Проспекте в центре сюжета — комплекс Sesc Pompéia (1977–1986), бывшая фабрика на окраине Сан-Паулу, преобразованная в культурный, спортивный и досуговый центр для трудящихся. На примере этого проекта видно, что Бо Барди не просто изменяла пространство под новые нужды, но в первую очередь создавала гибкую оболочку для самых разных социальных ситуаций и событий, от игровых до образовательных, изобретая новую модель культурной институции. Развернутая на Проспекте инсталляция собрана из элементов воображаемой вселенной Бо Барди, которые находили воплощение как в зданиях, так и в дизайне и сценографии. Это прежде всего попытка отразить ее идею о культуре как пространстве общности, дружеской сопричастности и равенства. Схожий импульс заложен в архитектуре и институциональной модели Дома культуры «ГЭС-2», основанной на творческом общении, горизонтальных связях и неиерархических способах производства знания.

Второй раздел (Галерея С6) призван раскрыть всю полноту «бардиверсума» — богатую панораму форм творческой экспрессии, от выполненных на скорую руку оригинальных набросков до детальных чертежей, от мебели до выдержек из текстов, фотографий и фрагментов кинохроники, позволяющих проникнуть в интеллектуальную лабораторию архитектора.

Свой подход Лина Бо Барди разрабатывала поверх дисциплинарных рамок, соединяя антропологические исследования, фольклорные мотивы и авангардный эксперимент и берясь за всякое дело с неизменной методичностью. «Учителя жизни», — говорила она о зодчих Возрождения и сама видела в каждом проекте, будь то дом, музей или театральная декорация, возможность конструктивными средствами преобразить повседневность. Эта установка вылилась в такие знаковые сооружения, как Художественный музей Сан-Паулу (1957–1968), где парящие над землей галереи нарушали привычную музейную топографию, освобождая наземный уровень под кипучую городскую жизнь, а картины крепились на эффектные стеклянные станки, которые размывали границу между произведением и зрителем, радикально демократизируя музейный опыт.

Впервые показанные в России, эти объекты и архивные материалы создают целостный портрет архитектуры (или даже анархитектуры) Бо Барди, формально изобретательной и в то же время укорененной в живом социальном контексте. Архитектуры, которая отводит центральную роль человеку.

Билетов не найдено!

Закрыть