Дурочка | Театр | Time Out

Дурочка

Дурочка
31 декабря, 18:30
Пятница
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
Смоленская
Арбат, 26.
Купить билет

О спектакле

Комедия плаща и шпаги, одна из самых интригующих пьес Лопе де Веги.
«»Дурочка» – пьеса о молодости, о любви, о противоречивых чувствах и поступках. Но не только. Еще она про столкновение поколений и разных взглядов на жизнь.

Одинокий отец Октавьо – это старый патриархальный мир, в котором «наука женщины – рожать детей и молчаливой быть», и он сталкивается с миром своих юных дочерей, каждая из которых по-своему отстаивает свои права», – режиссер Анатолий Шульев.

Полный дом мужчин. «Дурочка» в театре им. Вахтангова

Автор: Илья Голубев

Из театра можно выходить в разном расположении духа, но лучше все же счастливым. Особенно когда с первых минут спектакль доносит мысль «Мы не будет загружать тебя глубокими смыслами и метафорами, и просто бодро расскажем интересную историю», а затем это обещание выполняет. Тогда появляется связь между зрителем и произведением на сцене, рождается настоящая эмоция, самая ценная. Так произошло и с «Дурочкой» Анатолия Шульева в театре им. Вахтангова.

Постановки сегодня часто стремятся в заоблачные дали опьяняющей истины или, наоборот, стараются раствориться в жизни, чтобы их невозможно было отличить. Поэтому хорошая пьеса с водевильной завязкой, где актеры играют толстыми мазками, а юмор простой и оттого веселый, и где режиссура прячется по углам, оставляя зал наедине с артистами, но все же не лишает общую композицию чувства меры и вкуса — явление редкое. И все это воплощено в «Дурочке».

Кого выбрать в жены — умную красавицу со склочным характером либо не менее красивую дурочку с огромным приданым? С первых реплик комедии Лопе де Вега сквозит авторская ирония. Хитрые веселые слуги помогают господам устроить личную жизнь, не забывая о своей; престарелый отец не может уследить за молодыми любовниками своих дочерей, а те в свою очередь довольно быстро меняют свои предпочтения. И все же в конце их ждет всеобщий хэппи-энд: дурочка умнеет и выходит замуж за бедного аристократа, гордячка отбрасывает гордыню и по любви связывает себя узами брака с богатым аристократом. Однако больше всех счастлив старый отец — наконец-то на старости лет можно пожить одному.

Спектакль Анатолия Шульева улавливает эту авторскую иронию и воплощает на сцене. В главных ролях здесь персонажи-маски: мужественный тугодум, хитрый субтильный поэт, верные слуги под стать господам. Своих героев режиссер поместил в загон для родео, окруженный красным деревянным забором, что создает образ всего спектакля. Здесь каждый мужчина пытается оседлать свою удачу, что далеко не так просто, как всем казалось. В остальном же режиссерское вмешательство очень ненавязчиво — все два часа спектакля внимание зрителя удерживают артисты. Непростой стихотворный текст де Вега они произносят уверенно и с заражающим задором, и именно он в моменты, когда они ненароком выдают слабину, вытягивает своей мощной рукой из этого состояния.

На волне азарта артисты иногда рушат четвертую стену и обращаются в зал, но так редки эти моменты, что непонятно — режиссерское это указание или импровизация. Однако, кажется, что четвертая стена в «Дурочке» не нужна и вовсе — она будто подрезает артистам крылья, мешая им подогреваться от обращения к конкретному зрителю, а не залу в целом.

По итогам спектакля особенно запоминается игра Евгении Ивашовой. В ее исполнении утрированная форма актерского существования, предложенная режиссером, наполняется абсолютной искренностью. За счастливый брак ее героини в финале радуешься по-настоящему. А Олег Форостенко выделяется тем, что его персонаж — единственный оплот здравого смысла, окруженный фонтанирующим пубертатом обоих полов. У него есть конкретная позиция — необходимость выдать дочерей за богатого дворянина, а не за раздолбая-поэта, — и он проносит ее вплоть до последних реплик. Интересно, что юмор этой роли строится не на комическом отыгрыше, а на той серьезности, с которой он подходит к женитьбе на фоне общей иронии.

Создатели «Дурочки» пронесли честное отношение к зрителю через весь спектакль, и это чувствуется — он получился простым приятным развлечением, как и заявлял в начале. А веселить тоже нужно уметь!

Билетов не найдено!

Закрыть