Бах и европейская музыка второй половины XX века | Музыка и клубы | Time Out

Бах и европейская музыка второй половины XX века

Бах и европейская музыка второй половины XX века

О мероприятии

23 мая в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла пройдет концерт «Бах и европейская музыка второй половины XX века». На предстоящем музыкальном вечере, организованном фондом Collegium Musicum, гости соприкоснутся с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Последний концерт цикла объединит вселенную немецкого мастера и сочинения классиков ХХ века, для которых, как и для Баха, орган был способом разговора с небесами.

Первая часть программы – баховская. По краям расположились два превосходных, но совершенно разных цикла. Прелюдия и фуга ми минор – небольшая эффектная пара, написанная молодым Бахом, блестящим и смелым органистом, едва переступившим порог 20-летия и получившим первую серьезную должность в Арнштадте. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор – масштабное сочинение мастера в расцвете творческих сил, где в трех темах прелюдии композитор поразительно воплотил образы Святой Троицы, а в трех темах фуги продемонстрировал вершины полифонического письма.

Образ органного Баха был бы неполным без виртуозной токкаты, и на этот раз выбор пал на первую часть знаменитого цикла Токката, адажио и фуга до мажор – сочинение с самым длинным и сложным соло педали в репертуаре того времени. И, конечно, не обойдется вечер без хоральных обработок, которые всегда были душой органной музыки Баха.

На день концерта, 23 мая, приходится праздник Пятидесятницы по западноевропейскому церковному календарю. Александр Фисейский включил в программу две части из Органной мессы на Пятидесятницу Оливье Мессиана. Сам Мессиан – величайший композитор и величайший органист ХХ века – говорил, что Месса родилась как итог 20-летней практики импровизаций в парижской церкви Святой Троицы, где он служил органистом с 1931 года до своей смерти в 1992-м.

Завершат программу сочинения двух композиторов, без которых невозможно представить русскую музыку второй половины ХХ века и русскую органную историю. Это Две маленькие пьесы Альфреда Шнитке, с детства впитавшего элементы немецкой культуры, и не удивительно, что орган был ему ближе, чем многим ровесникам-композиторам в Советском союзе. София Губайдулина не раз признавалась, что для нее орган – «инструмент, который находится выше земной жизни», сакральный инструмент, который ассоциируется со Вселенной.

Билеты можно приобрести на официальном сайте

Билетов не найдено!

Закрыть