Гедда Габлер | Театр | Time Out

Гедда Габлер

Гедда Габлер

О спектакле

Миндаугас Карбаускис восстановил свой студенческий спектакль о слабых мужчинах и роковой женщине, задыхающейся от их глупости и от скуки вообще. Гедду Габлер играет одна из лучших фоменковских актрис, Наталья Курдюбова.

Когда у Миндаугаса Карбаускиса спрашиваешь, принадлежит ли он к новому режиссерскому поколению, он вздрагивает. Недавний выпускник Петра Фоменко, которого после окончания РАТИ пригласил на постановку в свой театр Олег Табаков, не только не числит себя среди какого-либо поколения, но и «успешным» себя не считает. Его пугает готовность, с которой критика назначает очередную «надежду русского театра». Он отказывается давать интервью: «Я не работаю в разговорном жанре, понимаете? Наговорю чего-нибудь, а потом раздражаюсь, когда читаю». Зная о своей славе «непростого» человека, он объясняет это просто: «Моя пресловутая жесткость — это неправильно истолкованные капризы».

Карбаускис — трудоголик и не обращает внимания на премии. Но что делать, если он — единственный, чье имя дважды заявлено в номинантах нынешней «Золотой Маски»? На вопрос, волнует ли его это, говорит «нет»: «За ребят приятно, за актеров».
В театре Карбаускиса (за три года он сделал семь спектаклей) интересуют вечные вопросы. Как-то несовременно даже. Он и признает, что живет не сейчас и что «шокирующим» искусством наелся еще в детстве. Детство героя протекало в Литве, а там актуального театра хватает.

То, что спектакль за спектаклем 32-летний режиссер говорит исключительно о смерти и ее спокойном приятии, — вещь из разряда очевидного-невероятного. Как будто не над чем шутить. Странно, тем более что вокруг все только тем и заняты, что шутят.

В «Долгом рождественском обеде» по пьесе Торнтона Уайлдера — первом «взрослом» спектакле Карбаускиса — за столом собиралась семья, чтобы поужинать, и ужин плавно переходил в похороны. Смерть расставляла все по местам: семейных ссор как будто и не было. «Старосветских помещиков», которыми Карбаускис «брал» Новую сцену МХТ, медленно, но неуклонно сводила в гроб суетливая дворня. Последняя премьера режиссера в «Табакерке» — «Когда я умирала» по прозе Уильяма Фолкнера — целиком посвящена уходу героини Евдокии Германовой в мир иной.

«Гедда Габлер» — тоже гимн умиранию. Лучше всех это чувствовал Всеволод Мейерхольд, поставивший суровую норвежскую пьесу для своей современницы Веры Комиссаржевской. Правда, в его символистском спектакле великая актриса была лишь пятном в желто-красной осенней гамме. В версии Карбаускиса на первый план выходят сильные характеры. Похоже, его завораживает ритм и полноводное течение слов «старинной» драмы — вот и в спектакле эта графичность сохранена и в словах, и в движениях.

У Генрика Ибсена все женщины экстатические. Что Нора, что Гедда — последняя тихо заперла дверь и застрелилась, не выдержав выморочности жизни и отношений. Личное счастье героини было завязано на социальных проблемах. Карбаускиса общество не интересует, впрочем, стилизация красивостей XIX века тоже. Хотя кой-какие диванчики в его спектакле есть, как и костюмы, с большим вкусом оттеняющие грацию главной героини в исполнении Натальи Курдюбовой.

«Геддой» Карбаускис занимался еще в институте — вместо того, кстати, чтобы участвовать со всем курсом в семинаре по современной пьесе. Спектакль получился строгий и чувственный — еще бы, Гедду играла безупречная Курдюбова. Мужа — бородач и прекрасный актер Алексей Колубков. Лучезарная швейцарка Анн-Доменик Крета — подружку Тею. Несчастного Левборга, которого Гедда спровоцировала на самоубийство, — сам режиссер. Очень нервно у него получалось.

Спустя три года Карбаускис возобновляет «Гедду» в Мастерской и уступает Левборга Максиму Литовченко — вместо нервного героя мы увидим вполне амбициозного писателя. В остальном — тех же размеров пространство, тот же холод и рациональный взгляд на происходящее. Смотреть нужно сверху — чтобы оценить красоту мизансцен.

Билетов не найдено!

Закрыть