Рецензия на фильм Белый парень Рик, отзывы критиков о кинофильме White Boy Rick, все актеры | Time Out

Белый парень Рик

White Boy Rick   18+

TimeOut

«Белый парень Рик». По законам одноэтажной Америки

Андрей Писков

Детройт, 1984 год. Отец и сын, оба по имени Рик, занимаются перепродажей огнестрельного оружия, чтобы как-то свести концы с концами. Старший (Мэттью МакКонахи) — ради детей, которые в глаза называют его неудачником. Младший (Ричи Мерритт) — с намерением вырваться из засасывающего болота нищеты и стать частью местной преступной группировки, промышляющей торговлей крэка на улицах. Но как только жизнь Рика-младшего более или менее начинает налаживаться, парнишку берет в оборот ФБР, за отказ от сотрудничества угрожая тюремным сроком для папаши.

В свои четырнадцать Рик Вэрш-младший стал самым молодым осведомителем в истории Америки, а к шестнадцати годам — еще и кокаиновым воротилой, о чем вам гордо сообщит постер (или википедия) до начала сеанса. И то, как величественно расхожий в Голливуде титр «основано на реальных событиях» еще на первых кадрах вылезет здесь поверх городского пейзажа, закономерно напомнит все культовые криминальные саги разом (от «Однажды в Америке» до «Гангстера»), на которые этот фильм, конечно, хочет быть похожим. Однако, как и лучшие из них, «Белый парень Рик» — не столько увлекательная история становления отдельно взятого авторитета, сколько демографический портрет определенного слоя населения, в данном случае white trash.

Ад жизни семейства Вэрш полезет из всех щелей уже на пятой минуте: папа с сыночком, закупившись египетскими калашами, приезжают домой, чтобы застать свою дочь/сестру в обнимку с темнокожим наркошей. Вышедший из себя отец прогоняет ухажера, дочь, матюгаясь, в одних трусах выбегает за ним на мороз, а живущие буквально через дорогу ба с дедом удивляются, что это внуки себе позволяют. Еще лет десять назад одного этого было бы достаточно, чтобы сказать: кино пойдет на «Оскар». Но вот незадача — «Белого парня Рика», имевшего мощный наградной потенциал еще на стадии сценарной заявки, проигнорировали все кинопремии на свете, а зрители ну очень скромно сходили в кинотеатры, несмотря на звездные имена в титрах. При том, что фильм не так уж плох и точно не так прост, каким кажется на первый взгляд.

Режиссер Ян Деманж («71»), для которого это лишь вторая полнометражная работа, рисует эпичный и противоречивый мир Детройта прошлого (удивительным образом похожий на верховенское воплощение Детройта будущего из «Робокопа»), в котором поколения семей заранее обречены на нищенское существование, а уличные банды красуются цепочками, вполне осознавая, что их судьба предопределена: если не конкуренты порешат, так федералы загребут. Из этой тревожной обыденности и растет настоящая история и эмоции этого фильма, захватывающие не натужной драмой, а реализмом и крепкими актерскими работами. Хороши тут все: Мэттью МакКонахи, Брюс Дерн, Рори Кокрейн, Дженнифер Джейсон Ли, Брайан Тайри Генри, Бел Паули и Джонатан Мэйджерс. Но звезда шоу — одна: фактурный дебютант Ричи Мэрритт, смотрящийся не просто органично рядом с вышеперечисленными артистами, но своей непосредственностью местами даже затыкающий их за пояс.

Конечно, сценарию «Белого парня» недостает драматургического совершенства лент Скорсезе, а бойкий темп к финалу все же проседает, оставляя зрителя со смешанными ощущениями. Но Деманжу здесь больше интересны лица, чем сюжетные перипетии, и во всей этой истории про самого молодого осведомителя ФБР ему важен не газетный пафос, а судьбы реальных людей, стоящих за заголовками, и та безысходность, что делала из малолеток новых Капоне. В дни, когда комиксы правят индустрией развлечений, а видимость торжествует над сущностью, столь вдумчивый и честный подход к материалу достоин как минимум уважения, как максимум — купленного билета в кино.

Билетов не найдено!

Закрыть