Рецензия на фильм Холмс & Ватсон, отзывы критиков о кинофильме Holmes & Watson, все актеры | Time Out

Холмс & Ватсон

Holmes & Watson   16+

TimeOut

«Холмс & Ватсон». Идиот на страже Ее Величества

Вера Аленушкина

Профессор Мориарти преподнес Холмсу на день рождения шикарный подарок: запек в именинный торт свеженький труп. К трупу прилагалась записка: «Найди меня, если сможешь, или следующей жертвой станет английская королева». Ее Величество, наблюдавшая за вскрытием торта (дело было на вечеринке в Букингемском дворце), сразу же потребовала у Холмса защиты. Так что теперь британская монархия в двойной опасности: сложно сказать, что ее угробит быстрее — коварство Мориарти или первосортный кретинизм сыщика с Бейкер-стрит.

Комедия Этана Коэна «Холмс и Ватсон» стала притчей во языцех даже до того, как ее увидели первые зрители. Еще осенью стало известно, что продюсеры Sony, не очень уверенные в прокатном потенциале картины, попытались пристроить проект на Netflix, однако стриминговый сервис от покупки отказался. Собственно, первые слухи о том, что «Холмсом» что-то не так, поползли именно тогда.

Фильм, однако, превзошел все ожидания. Он стартовал с рекордными показателями: на Rotten Tomatoes в графе «рейтинг критиков» стояли эпические 0% (сейчас этот рейтинг повысился до 10%). Зрители, как часто бывает, оказались чуть более милосердными и оценили проект примерно на полтора балла из пяти. Тем не менее, никто не удивился, когда стало известно, что «Холмс и Ватсон» получил 6 (!) номинаций на «Золотую малину». Так в чем же дело?

Основная фишка проекта в том, что самый известный в мире сыщик и его летописец волею авторов превращены в напыщенных идиотов. В самом этом факте ничего криминального нет: мало ли фильмов про двух болванов? Вопрос лишь в том, как этот кретинизм обыграть. Но над этой-то проблемой Этан Коэн голову не ломал. Он наполнил свой фильм стандартными гэгами, типичными для туалетной комедии: тут и рвота, и бессмертный трюк «морда в торте», и хохмы уровня «Доктор засунул морковку мне в зад», и нелепые падения (Ватсон, например, постоянно вываливается из окна). Причем шутки, как правило, строятся по принципу «повторим несмешную фразу раза четыре, авось, на четвертый раз будет смешнее».

При этом все мы знаем, что глупость может быть обаятельной. Однако идиотизм Холмса жесток, поэтому герой Уилла Феррела симпатий не вызывает. И проблема здесь не только в тех эпизодах, когда Холм и Ватсон, гоняясь за ядовитыми пчелами, лупят друг друга по головам чем-то тяжелым — это стандартный трюк провинциальных коверных клоунов. Беда в том, что Холмс, не моргнув глазом, называет стоящую рядом женщину уродиной, мажет своего друга навозом и легко скармливает Ватсону яд, дабы выяснить, как быстро этот яд убивает.

Помимо прочего, Коэн пытается зацепить в своих шутках американскую демократию, Трампа и феминизм. Но делается это с такой убийственной серьезностью, что не всегда прочитывается даже ирония. Так же фильм пытается пародировать жанры, которых, кстати, несколько. Среди них мелодрама (когда герои под романтичную музыку моют труп), детектив (ну, тут понятно), спортивная драма (персонажи в середине фильма боксируют), и мюзикл. С последним вообще интересно. Он возникает абсолютно на ровном месте — и также неожиданно исчезает. Видимо, в какой-то момент авторам пришло в голову «а почему бы не потроллить еще и мюзиклы», поэтому ближе к финалу герои внезапно начинают петь. Чего, кажется, не ожидали и сами.

Во всей этой буйно цветущей идиотии и мешанине нет ни малейшего признака системы: авторов болтает без руля и без ветрил от одного несмешного скетча к другому, от одной поверхностной, а, значит, скучной пародии — к следующей. При этом фильм прикрывается известными персонажами, как щитом: замените фамилии Холмса и Ватсона на любые другие, и от проекта останутся рожки да ножки. С другой стороны, ничего нового о Шерлоке авторы не расскажут, потому что, кроме максимальной придурковатости, они героям ничего и не дали. Впрочем, по наследству персонажи получили формальные атрибуты своих литературных прототипов: у Холмса есть трубка, кепка и миссис Хадсон, а у Ватсона — его знаменитая рукопись. Тем не менее, по сути, перед нами вовсе не Холмс и не Ватсон, а два в меру упитанных ротозея, которые почему-то вдруг занялись частным сыском.

Реклама

Билетов не найдено!

Закрыть