Проводник - Фото №0
Проводник - Фото №1
Проводник - Фото №2
Проводник - Фото №3
Проводник - Фото №4
Проводник - Фото №5
Time Out

«Проводник». Призраки в тебе и во мне

Призраки — народ настырный. Ты их гонишь, а они вежливо улыбаются и усаживаются смотреть телевизор. Хотя, может быть, им просто некуда деться: те, кого держат дела земные, не могут переправиться в мир иной. Правда, для таких бедолаг существуют проводники, например, девушка Катя — она этих неудачников видит и чисто теоретически способна помочь. Но сейчас у Кати своих бед по горло: мало того, что ей постоянно чудится какая-то кровавая муть, так еще и сестра-близнец куда-то запропастилась…

Ругать наши хорроры — все равно что пинать лежачего. Среди удачных примеров мы вряд ли наскребем больше пяти-шести, а все остальное — лишь легкая мишень для знатоков и фанатов жанра. Тем не менее, отечественная киноиндустрия не сдается и упрямо продолжает штурмовать этот почти неприступный для нее Эверест. «Проводник» как раз одна из таких попыток. Кстати, и для режиссера Ильи Максимова, и для сценаристов Анны Курбатовой и Александра Топурии это дебют: они много сотрудничали с ТВ-проектами, но на полнометражную дистанцию вышли впервые.

Видимо, это не могло не сказаться. С одной стороны, у «Проводника» есть почти все, чтобы стать добротным мистическим триллером. Во всяком случае, правила, законы и стандарты потустороннего «балета» Максимов старается соблюдать, поэтому к загробной стороне вопроса особых претензий нет. К тому же «Проводник» — это еще и детектив, причем довольно заковыристый, что тоже подливает масла в огонь. С другой стороны, решив драться насмерть за зрительское внимание, авторы накидали в топку слишком много всего — а структурировать получившееся не смогли.

В итоге «Проводник» временами превращается в набор эмоциональных сцен, связанных между собой не самым убедительным образом. Более того, такое впечатление, что авторы не знали, как им выпутаться из затянутой намертво детективной петли, которую сами же и завязали. Поэтому они просто взяли первого подвернувшегося героя и перевели его в разряд демонов, хотя до «разоблачения» за этим персонажем ничего потустороннего не водилось. Демонический «финт ушами» себя не оправдал: «дьяволиада» должна была расставить все точки над «Ё», но этого не произошло, и многие сюжетные линии попросту повисли в воздухе. Хватает логических ошибок и на бытовом уровне. Например, зачем и почему полицейские закрывают Катю в подвале? И почему никто не замечает ее исчезновения оттуда? И почему персонаж Евгения Цыганова, оперативник со стажем, так легко позволяет Кате себя разоружить? Другими словами, самое слабое место «Проводника» — его сценарий, расхристанный, сумбурный и бестолковый.

Но есть и то, чем «Проводник» цепляет. Во-первых, он гораздо страшнее большинства наших ужастиков. Во-вторых, есть в нем и комедийные элементы, позволяющие устроить зрителю передышку. Правда, дать комедии развернуться во всю ширь у авторов смелости не хватило, но тем не менее. И, в-третьих… Да, конечно, «Проводник» слеплен из вполне традиционных образов и приемов. Здесь есть и заброшенные дома, и реки крови. Здесь двери усердно скрипят и открываются сами собой, в зеркалах мелькают чьи-то потусторонние физиономии, а белокурые нимфы плавно раскачиваются в петле. Однако в комбинациях этих мистических ингредиентов есть что-то такое, что дает возможность говорить о готовности экспериментировать и рисковать, а не ходить всю жизнь одной единственной тропой, протоптанной однажды и навсегда, что мы видим, например, в ужастиках Подгоевского. Так что можно сказать, что попытка засчитана.

Спецпроект

Загружается, подождите ...