Теснота





Рецензия
Егор БеликовРедкость — российский артхаус, который надо смотреть.
Действие происходит в 1998 году в Нальчике. Обстановка на Кавказе накалена, бандиты ради выкупа крадут сына небогатой еврейской пары вместе с его невестой. Родители сначала просят денег у общины, а затем, отчаявшись, пытаются выгодно выдать замуж дочь за парня из состоятельной еврейской семьи. Дочь не особенно приветствует затею, потому что у нее есть возлюбленный кабардинец.
Это самобытное кино о жизни в многонациональной стране снял 26-летний дебютант из Нальчика Кантемир Балагов. За его фильм дрались почти все программы Каннского фестиваля: во многом из-за того, что его помогал снимать сам Александр Сокуров. Но еще отборщики увидели в картине красивейшую смысловую параллель. Теснота, заключенная в названии — она ведь не только в южной республике, где для такого количества ненавидящих друг друга народов просто не остается места, но еще и о тесноте в консервативной семье. Балагов показывает реальность, в которой еврейка (Дарья Жовнер — о ней мы еще услышим) не может встречаться с кабардинцем, где человеческая жизнь имеет цену в рублях, и где душно, пыльно и страшно. А точнейшие приметы эпохи — чеченская хроника с VHS-кассет и песня Булановой на дискотеке — только усиливают воспоминания.