Коммивояжер
3.0/5

Коммивояжер (2016 год)

Forushande   18+

Страна
Иран
Режиссер/Постановщик
Асгар Фархади
Длительность
123 мин.
Премьера в мире
21 мая 2016 г.

О фильме

Триллер совместного производства Ирана и Франции современного классика Асгара Фархади («История Элли», «Развод Надера и Симин», «Секреты прошлого»). Рана и Эмад счастливы в браке, их объединяет страсть к театру – оба играют в местной постановке «Смерти коммивояжера» Артура Миллера. Вынужденные выехать из их разваленного землетрясением дома, супруги снимают квартиру, в которой раньше жила проститутка. Однажды придя домой, Эмад находит Рану изнасилованной и избитой клиентом бывшей арендаторши. Одержимый местью, в надежде спасти их умирающие отношения, Эмад начинает собственное расследование преступления. «Коммивояжер» получил две награды Каннского кинофестиваля: за лучший сценарий и лучшую мужскую роль.

Актеры

Рецензия на фильм

Номинированная на «Оскар» иранская драма распада одного брака — умная, но ограниченная.

В 2011-м Асгар Фархади выиграл «Оскар» за «Развод Надера и Симин». Спустя два года иранец снял в Париже «Прошлое», а теперь вновь вернулся в Тегеран — и вновь заслужил оскаровскую номинацию. Более того, после скандала с отказом Фархади ехать на церемонию (в знак протеста против введенного Трампом запрета на въезд в США для всех иранцев) «Коммивояжер» стал в категории «Лучший фильм на иностранном языке» явным фаворитом. У Фархади действительно получилась умная, энергичная, хотя и далеко не совершенная драма о семейной паре, отношения которой начинают рушиться в процессе работы над любительской постановкой «Смерти коммивояжера» Артура Миллера, где он играет Вилли Ломана, а она — его супругу.

Определенная сценическая театральность передается и основному сюжету, который разворачивается в двух пространствах, отражающих отдаление героев друг от друга. Первое — квартира Эмада и Раны в дряхлой многоэтажке, откуда им приходится эвакуироваться в первой сцене фильма — дом буквально разваливается на части. Второе — свободная квартира коллеги по театру, куда тот пускает их пожить. У жилья есть, впрочем, осязаемое прошлое — предыдущая съемщица не забрала свое барахло, более того, подрабатывала проституцией, из-за чего у новоселов на второй же день объявится незваный гость. Этот визит запустит череду все более мелодраматических и не всегда правдоподобных происшествий.

Трещины в стенах здания, бульдозер, сносящий основание дома — символизм в фильме Фархади такой же лобовой, как и эпизоды из постановки Миллера, призванные подчеркнуть драму, разворачивающуюся в жизни, а не на сцене. После вторжения незнакомца Рана оказывается наедине с психологической травмой, а Эмад решает взять на себя роль мстителя, не замечая, как из-за этого теряет уважение и любовь жены. Это традиционный подход: вторжение внешних сил наводит фокус на отношения и позволяет рассказчику вывернуть их наизнанку, показав прогнившее нутро. Мужская гордость, стыд и их разрушительный эффект на семейное счастье выходят на первый план. Проблема в том, что по части драмы «Коммивояжер» слишком долго скрывает свои намерения, а детективную интригу (кто напал на Рану?) губит слишком сконструированным, искусственно взвинченным финалом. 

Открыть рецензию

Кадры из фильмa