Рецензия на фильм Высотка, отзывы критиков о кинофильме High-Rise, все актеры | Time Out

Высотка

High-Rise   Выбор Time Out   18+

TimeOut

Рецензия

Денис Рузаев

Первый большой проект британского режиссера Бена Уитли по одноименному роману Джеймса Балларда.

Доктор Роберт Лэйнг (Том Хиддлстон) ждал этого момента всю жизнь — он въезжает в сверхсовременную башню-высотку, футуристическое детище гения архитектуры Энтони Рояла (Джереми Айронс). Будущее наступило, и можно наконец улечься загорать голышом на балконе своей новенькой квартиры на семнадцатом этаже — тем более что откуда-то сверху уже заглядывается сексапильная мать-одиночка (Сиенна Миллер). Вскоре Лэйнг побывает в пентхаусе творца, возомнит о себе невесть что и станет катализатором крушения такого образцового, не по-сегодняшнему стильного и правильного сообщества. За этим последуют истеричный краут-рок, лобовые фрейдистские аллюзии и намеки на каннибализм.

В 1960-х, когда Джеймс Баллард писал «Высотку», будущее выглядело — это мы сейчас понимаем, — как 1970-е. Режиссер Бен Уитли в своей экранизации исходит именно из этой мысли — и снимает не фантастику, но ретрофутуризм: баки, клеш и костюмы-тройки, поп-арт интерьеров и тоталитарный эротизм архитектуры. Это правильное решение: перенеси он действие в то будущее, каким оно видится современному зрителю, получилась бы очередная горе-антиутопия. Конечно, так проще было бы списать на фантастическое допущение едкие баллардовские идеи о людской природе, классовой вражде и животной сексуальности. Зато в фильме Уитли они перестают казаться фантазмами, наливаются кровью и встают перед зрителем в полный рост. Да, имейте в виду: каждая вертикаль здесь действительно олицетворяет фаллос. Эротический перегруз кажется не меньшим двигателем безумия, нарастающего с каждым поворотом сюжета.

Заимствуя семидесятнический стиль, Уитли, конечно, напрашивается и на сравнение с режиссерами 1970-х — и этот экзамен его кино проходит не блестяще: не покидает, например, мысль о том, какую «Высотку» мог бы снять Кубрик. Но можно простить режиссеру, что за историей стремительного оскотинивания этого общества в миниатюре он наблюдает с позиции бога, без сочувствия, но с приличным запасом желчи. Опять же, это простительный цинизм — каждым кадром своего фильма и даже аудиопослесловием (перед титрами звучит речь Маргарет Тэтчер) Уитли напоминает зрителю: катастрофа, которую воображал Баллард, уже случилась. Если сомневаетесь, то посмотрите, что будет, когда вдруг вырубят электричество.

Билетов не найдено!

Закрыть