Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря | Арт | Time Out

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Выбор Time Out
О выставкеМатериалы

О выставке

Музеи Кремля демонстрируют чудом сохранившийся во всей полноте иконостас XV века.

Чтобы увидеть иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря в обычное время, нужно всего лишь посетить Третьяковскую галерею, Русский музей, Музей имени Андрея Рублева, ну и, разумеется, Кирилловский музей-заповедник. Один из величайших памятников древнерусского искусства разобрали на части так давно, что на реконструкцию, установление принадлежности икон ушли десятилетия. Трудами Ольги Лелековой, полжизни положившей на исследование иконостаса, его смогли показать в 1980-м, олимпийском году — почти целиком, пусть и в разобранном виде. Кремлевская выставка дает возможность увидеть шедевр во всей четырехъярусной красоте и утраченном, похоже, навсегда единстве. И вряд ли подобный шанс скоро повторится. Впрочем, если бы иконостас не разобрали, он, вероятно, пропал бы вовсе или сохранился значительно хуже: иконы заменяли, раздавали в окрестные церкви; их красота и уникальная ценность обнаружились лишь после изъятия из монастыря. Но в столицах довольно быстро забыли об их происхождении, тем более что работавшие над иконостасом анонимные мастера сохраняли очень относительное единство стиля.

Несмотря на то что на рынке на иконы всегда есть спрос, практически всякий музей, представляющий их, рискует — древнерусским искусством российская публика не очень интересуется. Ежегодно попадающий в рейтинг самых посещаемых выставок мира, который составляет The Art Newspaper (в этом году — третье место с экспозицией Фаберже), Кремль может позволить себе эксперименты. Тем более что в отличие от скульптур Мура, которые здесь недавно демонстрировали, иконы — это «свой материал». А поскольку ни одной кирилловской иконы кремлевским музеям не досталось — это ни на что не претендующая нейтральная территория. Так что перед нами выставка и только выставка — без спекуляций, которые неизбежно возникают при воссоединении памятника такого значения.

Иллюстрация: Спас в силах. Деисусный чин. Кирилло-Белозерский музей-заповедник (фрагмент)

Билетов не найдено!

Закрыть