Специальная программа: компьютерные мультфильмы 1961-2000, Пятый большой фестиваль мультфильмов, Мультфильм, фильм 2000 года, Канада, кинофильм Специальная программа: компьютерные мультфильмы 1961-2000 - трейлер, рецензия | Time Out

Специальная программа: компьютерные мультфильмы 1961-2000 (фильм, 2000)

Пятый большой фестиваль мультфильмов

Страна
Канада
Длительность
75 мин.

О фильме

От аналоговых машин к экспериментальной кинореволюции.

Рецензия на фильм

БФМ предлагает проследить историю зарождения компьютерных мультфильмов:

Каталог / Catalog

продолжительность: 7 мин (отрывок)техника: Компьютерная графикагод: 1961режиссер: Джон Уитни/John Witneyстудия: Motion Graphics Incorporatedстрана: США

Американский аниматор Джон Уитни в 1960-м году основал Motion Graphics Incorporated, на которой создавал одни из первых в истории компьютерные фильмы. Он использовал аналоговую машину собственного изобретения. Основой для этого устройства стала военная машина M-5, которая использовалась во время Второй мировой. Уитни ее усовершенствовал и начал создавать на ней рекламы и заставки для ТВ. А в 1961-м году – снял первый полноценный фильм. «Каталог» был такой сенсацией, что его оценила компания IBM, сделав его первым участником их новой программы artist-in-residence.

Перемещение / Permutations

продолжительность: 8 мин (отрывок)техника: Компьютерная графикагод: 1966режиссер: Джон Уитни/John Witneyстудия: Motion Graphics Incorporatedстрана: СШАФильм «Перемещения» был создан Уитни в той же технике, что и «Каталог». Его машина была огромной – 3,65 м. высотой. На вращающемся столе в три слоя лежали трафареты, а вращающиеся в разные стороны камеры снимали их под разными углами. Цвет добавлялся потом, во время оптической печати.Про «Перемещения» Джон Уитни объяснял, что каждая точка движется с собственной скоростью и по собственному маршруту и говорил, что согласие в действиях этих точек можно сравнить с музыкальной гармонией. Когда точки достигают определенных, измеряемых в цифрах, взаимоотношений, они образуют элементарные фигуры.

Па-де-де / Pas de deux

продолжительность: 13 минтехника: Игровое действие, манипуляции с оптическим принтергод: 1967режиссер: Норман МакЛарен/Norman McLarenстудия: NFBстрана: КанадаЭкспериментальный фильм звезды канадской анимации Нормана МакЛарена, поражающий совершенно сенсационными для того времени спецэффектами, был создан при помощи так называемого «оптического принтера». Это устройство состояло из одного или нескольких проекторов, присоединенных к кинокамере, и позволяло режиссерам переснимать несколько раз уже отснятую пленку. Оптические принтеры использовались, начиная с 1920-х для простейших манипуляций (замедление или убыстрение движения, комбинированная съемка), однако МакЛарен продемонстрировал новые, до тех пор не исследованные художниками возможности.

Колибри / Hummingbird

продолжительность: 8 мин (отрывок)техника: Изображение, сгенерированное на компьютерегод: 1968режиссер: Чарльз Ксури/Charles Csuriстрана: СШАЧарльз Ксури начинал работать с компьютерами практически одновременно с Джоном Уитни. Его фильм «Колибри» — это первый образец фигуративной анимации, созданной на компьютере. Ксури пишет о своем «колибри» следующее: «идея заключалась в том, чтобы в линии изобразить на компьютере и заставить птицу двигаться надлежащим для птицы образом. С помощью компьютера было сделано 30000 изображений и сгенерировано 25 последовательностей движений. С помощью печатного устройства для микрофильмов мы перенесли изображение на пленку».

Голод / Hunger

продолжительность: 11 минтехника: 2Dгод: 1974режиссер: Питер Фольдес/Peter Foldesстрана: КанадаПитер Фольдес работал в сотрудничестве с исследовательской структурой NRC, которая, начиная с 1969 года, принялась разрабатывать анимационный софт для компьютеров. Эта идея (создания софта) принадлежала Нестору Бёртнику, который, услышав рассказы об анимационной работе на студии Disney, решил, что компьютер может идеально заменить живых фазовщиков (то есть дорисовывать промежуточные фазы между ключевыми позами персонажей). Именно эта программа и была использована Фольдесом для создания «Голода». Производство заняло полтора года. Фильм получил спецприз жюри на Каннском МКФ и был номинирован на премию «Оскар». «Голод» считается первым фильмом, в котором компьютер помогал создавать движения персонажей.

Остров Карлы / Carla’s Island

продолжительность: 5 минтехника: 3Dгод: 1981режиссер: Нельсон Макс/Nelson Maxстудия: Lawrence Livermore National Labстрана: СШАОдин из первых фильмов с трехмерной визуализацией природных объектов был создан доктором математики Нельсоном Максом.

Рост: мистическая галактика / Growth: Mysterious Galaxy

продолжительность: 6 минтехника: компьютерная графикагод: 1983режиссер: Йоичиро Кавагучи/Yoichiro Kawaguchiстудия: Tokyo Universityстрана: ЯпонияЕще одна 3D работа – на этот раз из Японии. Система роста и размножения натолкнула Кавагучи на создание компьютерных алгоритмов, имитирующих естественные процессы. Так Кавагучи получил возможность создавать красочные фильмы с богатыми возможностями для метаморфоз объектов.

Приключения Андрэ и Уолли П. / Adventures of André and Wally B.

продолжительность: 2 минтехника: 3Dгод: 1984режиссер: Джон Лассетер и Элви Рэй Смит/John Lasseter & Alvy Ray Smithстудия: подразделение компании Lucasfilms — The Graphics Group (впоследствии Pixar)страна: СШАРассказывают, что когда этот фильм показали на ежегодной конференции Siggraph, зал встал и несколько минут аплодировал стоя. Потенциал компьютерной 3D графики понимали уже многие, однако никому до этого момента не удавалось сделать с ее помощью фигуративное кино с живыми персонажами. Группе Лассетера это тоже далось не сразу. Для создания фона была использована уже известная тогда партикулярная система (весь бэкграунд, как мозаика, составлен из крошечных элементов). Куда сложнее было сделать персонажа, поскольку в 3D приводить в движение удавалось на тот момент только простейшие геометрические фигуры. Команде Лассетера пришла гениальная по простоте идея: тело Андрэ представляет собой по форме каплю с большим шаром в основании и маленьким шариком на вершине, которые объединены двумя линиями по бокам. Передвигая шары и наклоняя линии, аниматоры приводили персонажа в движение.

Люксо младший / Luxo Jr.

продолжительность: 2 минтехника: 3Dгод: 1986режиссер: Джон Лассетер/John Lasseterстудия: Pixarстрана: СШАУже выйдя из состава Lucasfilm, Pixar создал рекламный ролик для пропаганды своих компьютерных программ. Впоследствии история про маму и малыша лампочек стала фирменной заставкой студии. Помимо того, что в этом мультфильме фигурируют два вполне правдоподобных объекта (что происходит впервые в истории компьютерной анимации), здесь, также впервые, эти объекты отбрасывают тени.

Оловянная игрушка / Tintoy

продолжительность: 4 минтехника: 3Dгод: 1988режиссер: Джон Лассетер/John Lasseterстудия: Pixarстрана: СШАВ одной из своих следующих короткометражек студия попыталась воссоздать на компьютере образ человеческого детеныша. Его сначала сделали вживую, а затем отсканировали на 3D сканере. Младенец получился, конечно, страшненький по нынешним временам. Но это не помешало киноакадемикам присудить «Оловянной игрушке» премию «Оскар» в категории «короткометражная анимация».

Флора / Flora

продолжительность: 4 минтехника: компьютерная графикагод: 1989режиссер: Йоичиро Кавагучи/Yoichiro Kawaguchiстудия: Tokyo Universityстрана: ЯпонияМежду тем, гениальный японец Кавагучи продолжил эксперименты с метаморфозами и трансформациями, так что к 1989 году достиг возможности имитировать на компьютере движение жидкости. Что и продемонстрировал в фильме «Флора».

Процесс эволюции/ Process of evolution

продолжительность: 2 мин 30 сектехника: компьютерная графикагод: 1989режиссер: Уильям Лэтам/ William Lathamстудия: IBM’s Scientific Centreстрана: ВеликобританияЕще до начала работы с компьютером Лэтама интересовали органические формы, а после прихода в научный центр IBM он начал попытки воспроизвести их с помощью ЭВМ. Изначально ключевыми для его опытов стало искривление поверхности (выпуклости и впадины), но постепенно он сделал и следующий шаг, научившись создавать завитки и рожки. Вскоре все эти элементы были использованы для создания ряда работ, положивших начало так называемому «органическому искусству».

Канатоходцы / Tightrope

продолжительность: 5 минтехника: 3Dгод: 1999режиссер: Дэниэль Робишо/Daniel Robichaudстудия: Digital Domainстрана: КанадаНа протяжение 40 лет многие ученые и художники добивались того, чтобы приблизить компьютерное изображение к реальному. Конечно, к концу 1990-х сделать этого еще не удалось. Однако уже тогда некоторым художникам, в том числе канадцу Дэниэлю Робишо, было понятно – компьютерная анимация нужна, в первую очередь, не для воспроизведения реальности, а для создания альтернативных миров – похожих на настоящие и в то же время резко от них отличающиеся. Таково пространство «Канатоходцев» — мистическое таинственное и очень правдоподобное одновременно. 
Открыть рецензию