"Жен d'Арт". Гендерная история искусства в постсоветском пространстве | «Жен d’Арт». Гендерная история искусства в постсоветском пространстве | Time Out

«Жен d’Арт». Гендерная история искусства в постсоветском пространстве

«Жен d’Арт». Гендерная история искусства в постсоветском пространстве

О мероприятии

Русский феминизм уже в Московском музее современного
искусства на Петровке.

В свое время замечательный американский историк искусства Линда Нохлин написала патетическую и притом научно обоснованную статью «Почему не было великих художниц?». Дело этой высокоученой дамы продолжили радикальные феминистки из группы Guerilla girls, поставив вопрос ребром: «Правда ли, что только обнаженная женщина может попасть в музей Метрополитен?», имея в виду, что женщин-художниц в экспозиции только 5%, зато 85% всех дам, изображенных на находящихся там шедеврах, обнажены.

В 2010 году для женщины-художницы попасть в музей, это царство мускулинности, не составляет никакой проблемы, о чем и свидетельствует «гендерная выставка», подготовленная Оксаной Саркисян и Натальей Каменецкой. И это не просто некая очередная выставка EN d’АРТ, но серьезное расследование, как в девяностые годы наши художницы (да и художники тоже!) примеряли на себяразличные правильные техники самоосуществления. Впрочем, никакого особенного феминистического искусства у нас не случилось, поскольку не оказалось на то социальной базы. Ибо гендер, как утверждает всезнающая «Википедия», есть «социальный пол, определяющий поведение человека». Жаль, конечно, что так все случилось, зато можно с уверенностью сказать, что искусство, которое делают наши лучшие художницы, представленные на выставке, само по себе достойно того, чтобы находиться в хорошем музее. А мужчина попадет на женскую выставку в Музее современного искусства в обнаженном виде, как на ироничной работе Татьяны Антошиной из серии «Музей женщины», где вполне себе мускулинный юноша томно возлежит в позе Олимпии Эдуара Мане.

Однако следует напомнить, что международный феминизм есть могущественное филозопическое учение, одним из основополагающих принципов которого является борьба с империализмом мужского взгляда на женщину. Именно этот теоретический постулат и выразила в своей работе покойная Анна Альчук в работе «Девичья игрушка» — безголовые фотографии с торсами представителей московской богемы, пытавшихся принять позу Венеры Милосской, рассматривает гипсовая голова упомянутой богини. Но не все так просто — среди участников проекта ŽEN d’АРТ присутствует определенное количество персонажей с неправильными отметками в паспорте. Например, Владислав наш солнышко Мамышев-Монро и неутомимый боец Герман Виноградов.

Смачная ирония — это, можно сказать, трейд-марк нашего феминистического движения. В этом можно убедиться, взглянув на инсталляцию «Гладильные доски» Ирины Наховой. Там фотографии мужчин топлес, понуро склонившихся лицом к стене, расположены на гладильных досках, а на полу стоят настоящие утюги. А если все обстоит именно так, то никакого феминизма нам и не нужно.

Билетов не найдено!

Закрыть