Ужасы найденной пленки: феномен жанра found footage
«Найденная пленка»: кто ее нашел?

Именно с «Ведьмы из Блэр» в зрительском сознании и возник жанр found footage. До этого режиссеры экспериментировали с псевдодокументалистикой, но лишь лента Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса стала вирусной: до выхода фильма в сети публиковались новости о пропаже студентов, полицейские отчеты, фотографии с места происшествий и настоящие интервью — правда, с вымышленными героями.
Картина оказалась революционной хотя бы потому, что ее создатели продемонстрировали, чем found footage отличается от уже устоявшегося мокьюментари: это не имитация документального кино, а аттракцион от первого лица. Здесь, как и в хоррор-играх, эмоции и ощущения оказываются важнее смыслов. Так что если при просмотре зритель не чувствует себя участником какой-нибудь чертовщины — увы, авторы, вы проиграли.
Как жанр found footage сломал клише

Лучшие примеры found footage вроде «Последнего изгнания дьявола», «Искателей могил» и «Паранормального явления» отличались от других хорроров тем, что не использовали типичные для жанра инструменты. У «найденной пленки» свои правила: минимальное музыкальное сопровождение — саундтреки убивают реализм, — и рваное повествование, чтобы вопросов было больше, чем ответов.
Отдельного внимания в found footage заслуживают скримеры — многое в кадре происходит внезапно. Зритель видит то же самое, что и главный герой — чаще всего, запись с камеры. И поэтому не может крикнуть ему «Обернись!», как при просмотре классических хорроров.

Никаких тропов вроде последних выживших, сражений со злом и флешбэков в прошлое — все здесь и сейчас. Кажется, простор для творчества минимален. Но нет — при креативном подходе отличной «найденной пленкой» станет и запись смертельного созвона, как в «Убрать из друзей», и даже драма о проживании травмы, смешанная с сатирой над эзотерикой — как в «Озере Мунго», вошедшем в свежий сборник «100 ужасов Станислава Зельвенского», где выделены важные хорроры, которые стоит посмотреть поклонникам жанра.
Как достигается эффект присутствия

Банальный ответ — трясущаяся камера и саунд-дизайн. Все внимание зрителя концентрируется на шорохах, дыхании и тишине. А потом — резкий звук и побег от какого-нибудь уродливого существа.
Есть и еще кое-что — живая речь актеров, не отшлифованная сценаристами. Достигается она за счет импровизации. Авторы позволяют артистам придумывать на ходу, ведь случайные реплики и эмоции могут быть гораздо точнее, чем заранее написанный текст. Отличный тому пример — почти полностью импровизационный фильм «Ублюдок», путешествовавший в 2014 году по хоррор-фестивалям мира. Основная концепция картины — непринужденная беседа странноватых друзей. Сценария у ленты, считай, не было, только небольшие заметки и примерные темы диалогов.

С актерами тоже не все так просто — в «найденной пленке» нет места звездным лицам. Их присутствие разрушает реализм: зритель никогда не поверит, что какой-нибудь Леонардо ДиКаприо застрял в пещере с зомби и стал снимать об этом видео. Режиссеры выбирают малоизвестных артистов, для которых подобные проекты могут стать карьерным толчком. Вспомним хотя бы ТиДжей Миллера: в 2007-м году он снялся в «Монстро» — фильме о напавшем на Нью-Йорк чудовище, а позже сыграл в «Силиконовой долине», «Дэдпуле» и у Спилберга в «Первому игроку приготовиться» .
Что в found footage привлекает и пугает зрителей

«Найденную пленку» обожают любители конспирологии. Фактически это основная тема жанра и даже причина его зарождения: один из первых found footage-фильмов, — «Ад каннибалов» — Руджеро Деодато снял под впечатлением от репортажей об итальянской террористической организации. Режиссер считал, что все материалы в СМИ о ней были постановочными, и высмеял журналистов.
Более понятный кейс для российского читателя — хоррор о судьбе группы Дятлова. Американские студенты приезжают на Урал и пытаются раскрыть ее исчезновение. Спойлер — след ведет к зомби.
Также found footage отличается наглядной демонстрацией страхов — от клаустрофобии до боязни темноты и вирусов. Авторы исследуют их и показывают, каким испытанием может быть встреча человека с его триггером: например, с замкнутым пространством, как в «Париже: Городе мертвых».

От «найденной пленки» можно ожидать чего угодно. Простота технического исполнения дает авторам свободу для творчества. Они могут использовать реальные архивные кадры, а могут и самостоятельно запечатлеть ужас, как это сделал режиссер «Ада каннибалов». После выхода ленты его арестовали и обвинили в непристойности. Некоторые актеры в первые дни съемок боялись, что попали в снафф-муви — кино с реальными сценами насилия. И это точно описывает жанр «найденной пленки»: будь то камерный артхаус или безумный треш для даркнета, главное доказать зрителю, что все происходящее — правда.