У войны женское лицо: Белая Лилия, Леди Смерть и другие защитницы отечества в ВОВ
Зоя Космодемьянская

Имя разведчицы Зои Космодемьянской первым приходит в голову, когда речь заходит о женщинах на войне. Сложно найти человека, который не знает историю совсем юной Зои, захваченной фашистами в ноябре 1941 года. Девушку долго пытали и, так и не выведав ценной информации, публично казнили. Героизм Зои стал примером, вдохновив сотни тысяч людей на сопротивление врагу. Ее подвиг подробно описан в литературе и показан в фильмах «Зоя», «Во имя жизни» и «Битва за Москву».
За подвиг, который Зоя Космодемьянская совершила в составе диверсионной бригады под руководством разведчика Артура Спрогиса, ей присудили звание Героя Советского Союза.
Мария Октябрьская и «Боевая подруга»

Спустя всего несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны Мария узнала, что муж погиб на фронте. Девушка решилась на неожиданный шаг: продала все имущество, на полученные деньги купила танк и отправила письмо на имя Сталина с прошением стать штурманом. Тот не отказал.
Через несколько месяцев обучения Мария в звании сержанта вместе со своей «Боевой подругой» — так девушка назвала танк — отправилась на фронт. Там она служила механиком-водителем танковой бригады, и во время одного из боев зимой 1944 года была тяжело ранена. Спустя некоторое время Октябрьская скончалась в госпитале, а «Боевая подруга» дошла до Кенигсберга в составе полка. И солдаты неоднократно называли так другие машины в память об этой великой женщине.
Людмила Павличенко по прозвищу Леди Смерть

«Джентльмены, мне 25 лет. На фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, что слишком долго вы прячетесь за моей спиной?» — это цитата из выступления Людмилы Павличенко в Чикаго 1943-го. Павличенко не зря прозвали Леди Смертью — она считается самой результативной женщиной-снайпером в военные годы.
С ранней юности Люда увлекалась стрельбой и мечтала о нагрудном значке «Ворошиловский стрелок». Девушка добровольно ушла на фронт: зачислили в стрелковую дивизию, где и проявился снайперский талант.
В июне 1942 года Людмила получила серьезное ранение: из осажденного Севастополя ее эвакуировали на Кавказ, затем и вовсе отозвали с передовой и отправили вместе с делегацией советской молодежи в Канаду и США налаживать контакты с союзниками. Там бывшая девушка подружилась с женой президента Рузвельта, а после возвращения на родину стала инструктором на снайперских курсах «Выстрел», где до конца жизни готовила метких стрелков.
Лидия Литвяк: Белая Лилия

Звание самой результативной летчицы Второй мировой войны принадлежит Лидии Литвяк. Первый самостоятельный полет она совершила в 15 лет, а уже через пять — попала на фронт в состав одного из женских авиаполков. На борту своего истребителя она попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «Лилия-44», а саму Лидию стали называть Белой Лилией Сталинграда.
Дважды она была ранена. Один раз с простреленной ногой сумела посадить машину на аэродром и уже через два месяца вернулась в полк. В другой раз на подбитом Яке приземлилась на вражеской территории. 1 августа 1943 года во время тяжелейших боев у реки Миус она отправилась в полет, из которого уже не вернулась. Ей не исполнилось и 22 лет.
Ночная ведьма Ольга Санфирова

Ночными ведьмами нацисты называли советских летчиц, которые совершали вылеты ночью на легких и почти бесшумных самолетах У-2. Ольга Санфирова была командиром эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. Она прошла через бои за оборону и освобождение Северного Кавказа, Новороссийско-Таманскую, Керченско-Эльтигенскую, Крымскую и Белорусскую наступательные операции. На счету Ольги Санфировой 630 вылетов и 77 тонн сброшенных бомб.
Погибла она 13 декабря 1944 года, попав под сильный зенитный обстрел после выполнения задания.
Фильмы о женщинах на войне
«…А зори здесь тихие», реж. Станислав Ростоцкий, 1972

Классика советского военного кино и экранизация одноименной повести писателя Бориса Васильева. К старшине Федоту Васкову, недовольному поведением солдат, присылают непьющий отряд девушек-зенитчиц — многие из них едва окончили школу. Судьба девчонок могла сложиться иначе, но здесь и сейчас, в Карелии в 1942-м, они вынуждены героически сопротивляться превосходящим силам противника — все ради будущего, в котором самих их может и не быть.
В 1973 году ленту номинировали на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а в 2015 году вышел ремейк Рената Давлетьярова с Петром Федоровым в роли старшины Васкова.
«Война Анны», реж. Алексей Федорченко, 2018

У войны, к сожалению, бывает и детское лицо. Главная героиня «Войны Анны» — маленького авторского кино режиссера Алексея Федорченко — еврейская девочка-подросток, чья семья погибла во время массового расстрела. Она спаслась под телом своей матери и на несколько лет спряталась в нерабочем камине немецкой комендатуры. Анна выходила только по ночам в поисках еды, но сумела сохранить в себе добро, несмотря на ужасы войны вокруг.
Лента, снятая в эстетике магического реализма, смешивающего реальное с ирреальным, получила множество наград российских фестивалей и стала одним из лучших фильмов 2018 года.
«Радуга», реж. Марк Донской, 1943

Советский кинематограф начал выпускать фильмы о войне в самый ее разгар — так режиссеры дарили надежду в тылу и поддерживали фронт. «Радуга», основанная на одноименной повести Ванды Василевской, ставшей откровением в 1942-м, рассказывает об украинке Олене Костюк. Простая девушка из колхоза становится партизанкой, но попадает в руки врага. Героически перенося пытки, она теряет новорожденного ребенка, но не ломается и не выдает немцам товарищей.
Война в почти документальной «Радуге» показана предельно откровенно: разруха, страдание и смерть заполняют пространство фильма. Но за ними скрывается маленький луч света в лице самоотверженной матери, ни на секунду не переставшей бороться.
«Битва за Севастополь», реж. Сергей Мокрицкий, 2015

Жизнь Людмилы Павличенко, самой известной женщины-снайпера Великой Отечественной войны, кинематографисты перенесли на экраны в 2015 году. Главная роль досталась Юлии Пересильд.
Лента охватывает события, произошедшие с героиней в период с 1937 по 1957 год: юношеские увлечения стрельбой, добровольная отправка на фронт, сотни результативных выстрелов по врагам и дружба с Элеонорой Рузвельт. В жизни внешне хрупкой Людмилы Павличенко было немало серьезных испытаний, справиться с которыми под силу только человеку с крепким стержнем и любовью в сердце — их-то картина и демонстрирует.
«В небе “ночные ведьмы”», реж. Евгения Жигуленко, 1981

Режиссер Евгения Жигуленко не понаслышке знакома с подвигами «ночных ведьм» — она воевала в составе 46-й гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, была командиром звена и за проявленное мужество получила звание Героя Советского Союза. Поэтому героические вылеты летчиц и их образы были фактически воссозданы по воспоминаниям режиссера. Порой они казались легкомысленными и романтичными, такими, какими, наверное, и должны быть молодые девушки. Но как только дело доходило до вылетов, обманчивая хрупкость превращалась в отвагу и самоотверженность, пугающие любого захватчика.