Quarantine Zin: размышления о настоящем и будущем с финалисткой Digital Earth Анастасией Квариани | Арт | Time Out

Quarantine Zin: размышления о настоящем и будущем с финалисткой Digital Earth Анастасией Квариани

  24 декабря 2020
4 мин
Quarantine Zin: размышления о настоящем и будущем с финалисткой Digital Earth Анастасией Квариани
Массовая культура, как и большинство значимых для нас явлений, претерпевает большие изменения, обретает новые формы и смыслы. Чтобы сделать искусство более «мобильным» и доступным в рамках происходящих в мире событий, re:Store и Винзавод запустили первую в России виртуальную выставку цифрового искусства Digital Earth.

Молодые художники со всей России получили возможность поделиться своими идеями посредством современных технологий. Затрагивая в своих работах самые разные темы, креаторы не обошли стороной и социальные изменения, и их влияние на арт-индустрию. Пожалуй, самая яркая работа в этом смысле — Quarantine Zin, представленная финалисткой конкурса Анастасией Квариани.

Анастасия — художник и фотограф — в своем творчестве исследует формализм, взаимоотношения и взаимосвязи через предметы и ассоциации. В поле ее интересов лежит концептуальное искусство и совмещение медиумов (живопись+фото). Анастасия рассказывает, как изменилось ее творчество и что привнес ее жизнь проект Digital Earth.

Что приводит ваши творческие ресурсы в движение? Может быть, непростые условия сегодняшнего дня открыли для вас какие-то новые источники для вдохновения?

Сейчас мой фокус внимания переместился внутрь себя. Я задаю себе вопросы, исследую темы, которые меня лично трогают, вызывают эмоции. Также большим вдохновением для меня является «смена картинки»: даже выезд в Подмосковье или незнакомый район Москвы включает внутренний поток. Мне нравится искать необычные формы и цвета или просто много ходить пешком и наблюдать: во время таких прогулок приходит очень много интересных мыслей и идей.

Ваша конкурсная работа посвящена размышлениям на тему изоляции. А какую главную мысль вам было важно передать через Quarantine Zin?

Quarantine Zin стал естественной реакцией на происходящие в мире. Общаясь со своими друзьями-творцами, я поняла, что у многих есть схожий страх — а как же дальше творить в условиях ограничений? Тогда мне захотелось разрушить этот страх и показать, наверное, в первую очередь себе, что творчество нельзя ограничить, оно в любых условиях имеет возможность существовать. Для меня важно было сделать проект коллективным, чтобы поддержать художников, и интерактивным, чтобы зритель мог разделить этот опыт.

Наверное, в каком-то смысле этот проект о внутренней свободе любого художника, и он важен для меня. В моем творчестве — это новый коллективный опыт.

Самоизоляция как-то повлияла на вашу художественную практику, восприятие искусства в целом?

Я стала рассматривать digital в качестве творческого инструмента, стала пробовать новые медиумы для своих проектов. Кроме того, я начала по-другому относиться к зарубежным коллегам и проектам: мир как будто стал ближе и доступнее, теперь выставки за границей я воспринимаю, как часть своей практики, а не как что-то невероятное. Интересным открытием стало и то, что рамки могут подтолкнуть к новым творческим решениям.

Всегда ли искусство подвержено социальным трансформациям? Считаете ли вы, что будущее арт-индустрии за цифрой?

Искусство — это всегда отражение реальности. Оно может быть искаженным, субъективным, странным, но так или иначе, сформированным окружающим настоящим. Я думаю, что рефлексия на тему пандемии и изменений, которые она повлекла, еще не закончена, еще не все сказано.

В развитии цифрового искусства я не сомневаюсь. Как я и говорила выше, искусство отвечает времени, в котором творится. На мой взгляд, благодаря технологиям, мы можем позволить себе фантазировать шире и замахиваться на более масштабные проекты, у которых не будет физических границ.

В чем, по вашему мнению, заключается уникальность Digital Earth? Расскажите о вашем опыте участия в проекте.

Признаюсь, я раньше не встречала такую игровую форму выставочного пространства — это очень крутое решение, на мой взгляд. Здесь есть и моя любимая интерактивность, и создание уникального опыта каждого пользователя.

Я думаю, что оффлайн-контакт все равно остается очень важной частью взаимодействия с искусством, но Digital Earth — это пример того, как можно использовать те же самые ограничения для создания нового зрительского опыта.

Самым интересным для меня было создание вместе с разработчиками моей личной «комнаты» в выставочном пространстве. Обычно, есть ограничения ресурсами и белым кубом галереи. А здесь ограничений не было. Поэтому я поэкспериментировала с формой Quarantine Zin, придавая ему новые смыслы. Это было очень здорово.

Ну и банальное: я легко могу делиться с близкими и друзьями ссылкой, и они могут посетить выставку в любое время, находясь в любой точке земного шара.