Пять главных трендов в образовании в 2021 году | Город | Time Out

Пять главных трендов в образовании в 2021 году

  29 января 2021
4 мин
Пять главных трендов в образовании в 2021 году
Основатель и CEO международной образовательной платформы Lectera.com Мила Семешкина рассказала Time Out о том, как современный мир, пандемия и новые технологии меняют сектор образования.

Гибкий подход

Современный мир слишком сложен и оставляет всё меньше пространства для универсальных решений и подхода «для всех». В связи с этим неизбежно теряют свою актуальность стандартизированные учебные программы. На первый план выходит персонализированный подход и гибкая методика, в рамках которых студент может сам выстраивать свою образовательную траекторию и выбирать, чем хочет заниматься. Во главе этого метода гибкость. Отсюда и новые требования к преподавателям. Лучшие учителя — это не «говорящие головы», а те, кто могут помочь ученикам научиться контролировать и правильно распределять собственное время.

Микро-обучение

Не зря говорят, что краткость — сестра таланта. Этот же принцип применим и к учебному процессу. Bite-size learning — это «обучение малыми порциями», то есть небольшими временными промежутками в удобные вам часы. Доказано, что регулярные занятия по 15–20 минут в день гораздо эффективнее, чем часовые уроки пару раз в неделю. А значит, вы легко можете учиться утром, днем, вечером или даже ночью, в зависимости от того, какое время вам наиболее комфортно. Чтобы понять, что в дальнейшем спрос на микро-обучение только укрепится, достаточно посмотреть на другие индустрии. Короткие видео в TikTok, сториз в Instagram, мини-сериалы Netflix. Твиттеризация мышления — неизбежный процесс, который можно эффективно использовать во всех сферах жизни, и образование не исключение.

Lifelong learning

Еще одна народная мудрость «Век живи, век учись» трансформировалась в полноценный тренд. Lifelong learning — концепция постоянного, осознанного и активного обучения на протяжении всей жизни. Она зародилась в Европе в середине прошлого века, но особую популярность приобрела только в начале 2000-х гг. Lifelong learning даже занимает центральное в принятой ЮНЕСКО стратегии образования на 2014-2021 гг. Развитие концепции обусловлено рядом социальных и экономических факторов.

Во-первых, в развитых странах население стремительно стареет. К 2025 году по прогнозу ООН каждый шестой человек на планете будет старше 60 лет. Следовательно, процент специалистов зрелого возраста в экономике государства будет только увеличиваться, поэтому необходимо постоянно обучаться и быть «в тонусе». Во-вторых, востребованность профессий со временем меняется, а пандемия ускорила эти перемены на рынке труда. Для того, чтобы человек был готов к изменениям и смене профессиональной сферы, ему необходимо держать руку на пульсе и актуализировать свои знания. Концепция Lifelong learning позволяет каждому сотруднику чувствовать себя молодым и востребованным вне зависимости от возраста, геополитической и эпидемиологической ситуаций в мире.

Высокие технологии

Было бы нелогичным не задействовать в обучении поколение, которое всю свою сознательную жизнь провело с планшетами, интернетом и новейшими цифровыми технологиями. Например, все большее количество людей начинают иммерсионное обучение через VR и AR. И хотя в настоящее время основные заказчики таких инструментов — крупные корпорации, то нет сомнения, что в ближайшем будущем в числе клиентов продуктов дополненной и виртуальной реальности появятся школы и университеты. Например, голландская компания VR Owl создала платформу TeachVR, позволяющую проводить виртуальные уроки по истории, биологии и географии. В России в рамках проекта «Цифровая школа» к 2024 году планируется внедрить аналогичные механизмы в 25% учебных заведений.

Практика имеет значение

Последние два десятка лет в академическом сообществе ведутся жаркие дискуссии о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. К примеру, Всемирный экономический форум представил программу «Образование 4.0», предназначенную для внедрения практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Еще острее вопрос получения эмпирического опыта стоит у студентов вузов, ибо только теоретических знаний для успехов в будущей профессии им явно недостаточно. Сегодня работодатели все больше интересуются компетенциями потенциальных кандидатов, а не их научными степенями и цветом диплома.