Последний киногерой: рецензия на фильм «Миссия невыполнима: Финальная расплата» | Кино | Time Out

Последний киногерой: рецензия на фильм «Миссия невыполнима: Финальная расплата»

Дмитрий Евстратов   6 июня 2025
3 мин
Последний киногерой: рецензия на фильм «Миссия невыполнима: Финальная расплата»
Фото: архив пресс-службы
На большие экраны вышла финальная — но это не точно — часть главной современной экшен-франшизы, где Том Круз исполняет удивительные трюки и борется за счастливое будущее планеты с искусственным интеллектом. Редактор рубрики «Кино» Time Out Дмитрий Евстратов рассказывает, каким получился восьмой фильм серии.

Дела у Итана Ханта плохи. Всесильный искусственный интеллект вот-вот поработит мир. Руками преступника Гэбриэла он получит доступ к ядерным арсеналам крупнейших держав и уничтожит человечество, чтобы пересобрать его вновь. Оружие ИИ — фейковые новости, контроль личных данных и управление сознанием людей. Но все это не действует на аналогового героя из прошлого Итана Ханта, который пойдет на все, чтобы спасти свою возлюбленную Грейс, верных друзей, а заодно человечество. 

Франшиза «Миссия невыполнима» — неубиваемый бренд, который с годами становится только сильнее вместе с ее главной звездой Томом Крузом. В свои 62 года актер стал еще больше похож на супергероя: статного, красивого, спортивного, храброго и не гнушающегося полетать на крыле самолета или шестнадцать раз прыгнуть с горящим парашютом. Кстати, именно за последний трюк актера включили в Книгу рекордов Гиннесса — как уточняют составители, он стал рекордсменом по количеству дублей прыжка с горящим парашютом, выполненных одним человеком в рамках работы над сценой.

И это, пожалуй, лучше всего описывает «Финальную расплату» — немного устаревший аттракцион, который все еще способен увлекать. Ставки росли с каждой новой частью и к восьмой выросли до предела — теперь от того, удастся ли Итану Ханту вовремя выпрыгнуть из подводной лодки, зависит судьба всего человечества. В этом смысле серия ни на шаг не отходит от концепции франшизы: надежд на простой американский авось становится все больше, клише сочатся с экрана с завидной периодичностью, а экспозиционные объяснения Саймона Пегга занимают едва ли не половину всего хронометража.

Это, как ни странно, работает безотказно, потому что за три часа новая «Миссия» не успевает надоесть. Если в первый час фильму, сотканному из фрагментов прошлых частей, как будто не хватает клея, то два оставшихся часа — сплошное удовольствие и шпионский гротеск, почти переходящий в самопародию. Хант погружается на дно морское, поднимается в небо на крыле самолета и прыгает с горящим парашютом. Если в любом другом случае мы бы воскликнули: «Ну и что, такие сцены есть в каждом втором экшен-фильме», то в случае «Миссии» приходится только восхищаться Томом Крузом, выполняющим большинство трюков на натуре, без зеленых экранов. Эту магию ничем не перебить.

А еще «Финальная расплата» — нарочито гуманистическое кино. Овладевающий ядерными арсеналами искусственный интеллект заставляет правительства принимать отчаянные решения: бомбить всех, пока не разбомбили тебя, или остаться без защиты. Итан Хант как герой из прошлого, решающий проблемы на невидимом фронте, пытается остановить вселенское безумие и по законам жанра оказывается единственным, кто будет стоять на страже гуманизма до самого конца.

В этом и заключается ценность и успех «Миссии», вставшей с приходом режиссера Кристофера Маккуорри на стабильные рельсы, — она фактически превратилась в площадку для демонстрации умирающего амплуа последнего киногероя. Образу, по которому скучает зритель, влюбленный в кино 1980–1990, и который постепенно уходит в прошлое с разрушающейся франшизой о Джеймсе Бонде и другими хитами. К счастью, Том Круз все еще на коне и, кажется, слезать с него пока не планирует.

Оценка Time Out: 7 из 10

Возрастное ограничение: 16+