За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей ー или 10% от годового ВВП России | Промо | Time Out

За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей ー или 10% от годового ВВП России

  17 мая 2023
4 мин
За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей ー или 10% от годового ВВП России
Исследовательское агентство ORO и платформа Авито Услуги проанализировали структуру рынка, а также определили наиболее крупные категории услуг по числу занятых специалистов, выручке и объему заказов.

По данным исследования:

  • Численность специалистов, работающих в сфере услуг, насчитывает порядка 13,9 млн человек по всей стране — это каждый 6-й россиянин трудоспособного возраста. Всего в отрасли насчитывается 5,6 млн провайдеров услуг — компаний и частных исполнителей.
  • За исследуемый год (с апреля 2022 года по март 2023) россияне сделали 4,1 млрд. заказов, что принесло частным специалистам и компаниям порядка 15,9 трлн. рублей, что соответствует около 10% от ВВП России.
  • Три четверти (79%) провайдеров услуг на рынке ー это частные исполнители.
  • Основной объем заказов и выручки на рынке приходится именно на частных мастеров и микро-бизнес.
  • Почти половину (43%) заказов частные мастера и компании получают через онлайн-каналы. 56% провайдеров услуг ищут клиентов через «сарафанное радио», 57% — работают с постоянными клиентами.
  • Платформа Авито — лидер среди онлайн-каналов продаж: каждый 2-й исполнитель услуг (54%) использует Авито для привлечения клиентов. Следом по состоянию на 2022 год — ВКонтакте (44%), Telegram (27%) и WhatsApp (22%). Instagram занял 5 место (21%).

Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc., чья деятельность запрещена в Российской Федерации

Крупнейшие категории услуг на рынке

По объемам выручки исполнителей

Лидирующей отраслью на рынке услуг стала сфера строительства (24%) — мастера и компании за год заработали 3 740 млрд. рублей. На втором месте расположились услуги изготовления на заказ (18%) и 2 859 млрд. рублей. В топ-категорий также вошли деловые (8% — 1 316 млрд. рублей), транспортные услуги (8% — 1 281 млрд. рублей), а также сфера услуг красоты и здоровья (8% — 1 208 млрд. рублей).

По числу исполнителей

Самые массовые по количеству занятых специалистов категории услуг: красота и здоровье (13% — 735 тыс. провайдеров), обучение и репетиторы (11% — 623 тыс. провайдеров), деловые услуги (10% — 549 тыс. провайдеров), ремонт помещений и мелкий ремонт (10% — 538 тыс. провайдеров), IT, интернет, телеком (9% — 505 тыс. провайдеров).

По числу заказов

По числу заказов лидирует категория транспортных услуг — в 2022 году доля заказов в этом сегменте составила 28% от общего числа заказов на рынке услуг (1 144 млн. заказов). Также в лидерах оказались красота и здоровье (20% — 829 млн. заказов), деловые услуги (7% — 288 млн. заказов), обучение и репетиторы (7% — 286 млн. заказов), ремонт и установка электроники и техники (6% — 230 млн.), услуги домашнего персонала (6% — 230 млн.).

Как развивают бизнес и ищут клиентов

Рынок услуг постепенно переходит из оффлайна в онлайн. Так, по итогам 2022 года, более 40% заказов провайдерам приносят именно онлайн-каналы. Самыми популярными являются сайты объявлений (например, Авито) — их используют 36%, далее мессенджеры (Telegram, WhatsApp) — 29%, российские социальные сети — 25%, специализированные сервисы-агрегаторы — 18%, и другие.

Площадка Авито — лидер по использованию среди исполнителей, которые размещают свои предложения об услугах в интернете. Авито используют 54% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете — или каждый 2-й. Следом по состоянию на март 2023 года — ВКонтакте (44%), мессенджеры Telegram (27%) и WhatsApp (22%). Instagram, тем временем, уступил свои позиции и занял 5 место (21%).

Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc., чья деятельность запрещена в Российской Федерации

Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Услуги» и «Авито Работа»:

«Рынок услуг — это огромная отрасль с общей выручкой почти 16 трл рублей, в котором занята шестая часть всего экономически активного населения страны. Более того, рынок неоднороден — на нем развивают свой бизнес частные мастера и компании в самых разнообразных категориях: от мастеров по маникюру и репетиторов до транспортных компаний и строительных бригад. Однако, общий для всех тренд — постепенная «цифровизация» бизнеса: все больше исполнителей ищут клиентов с помощью онлайн-каналов, а в прошлое будут уходить некогда популярные форматы от «сарафанного радио» до объявлений на подъездах. Самым популярным источником заказов для большинства остается Авито — каждый 2-й исполнитель услуг использует платформу для поиска клиентов. Примечательно, что рынок услуг по-прежнему остается «территорией» частных мастеров — три четверти (79%) всех провайдеров услуг в России это частники и самозанятые специалисты. Это служит подтверждением роста предпринимательской активности в стране. На микро-бизнес приходится основной объем заказов (46%) и выручки рынка — 71% или 12 трлн. рублей».