Дьявол в деталях: рецензия на хоррор «Верни ее из мертвых»
Энди (Билли Бэррэтт) и его слабовидящая сестра Пайпер (Сара Вонг) находят бездыханное тело отца на полу в ванной. Сироты попадают под опеку странной женщины Лоры (Салли Хокинс), разделяющей их скорбь. В доме приемной матери, спрятанном в лесу, также живет усыновленный ей мальчик Оливер — бритоголовый, безмолвный и смотрящий в никуда. Энди, которому вот-вот исполнится восемнадцать, в изолированном жилище Лоры становится не по себе. Парня мучают кошмары об отце и напрягает соседство с чужим странным ребенком. Совсем скоро он сможет стать опекуном сестры Пайпер — нужно лишь выдержать испытательный срок. Лора, соцработница в прошлом, делает все возможное, чтобы девочка чувствовала себя как дома, ведь у нее самой когда-то была дочь. Она, казалось бы, мечтает заменить девочке мать, но планы оказываются куда более зловещими.
В 2022 году братья Дэнни и Майкл Филиппу заявили о себе хоррор-дебютом «Два, три, демон, приди!». В обертку вечного для фильмов ужасов сюжета об одержимости постановщики завернули тему проживания утраты: за изобретательной страшилкой о зумерах, которые ради просмотров в соцсетях отдавали свои тела в распоряжение духам, скрывалась история о невыносимом горе девочки, потерявшей мать. В «Верни ее из мертвых» место безутешной школьницы Мии занимает скорбящая Лора.
Хотя женщина старается поддержать приемных детей в их горе и даже устраивает для них терапевтический кутеж после похорон отца, ее психологическое состояние оставляет желать лучшего. Тревожные звоночки в поведении героини, ревностно относящейся к Пайпер и запирающей безобидного на вид Оливера, зритель подмечает сразу. Обманчиво дружелюбная Лора замышляет недоброе и прибегает к унизительным манипуляциям, чтобы отдалить Пайпер от брата. Вероятно, многие окрестят персонажа Салли Хокинс абсолютной злодейкой или чудовищем: то, что она делает, шокирует. Но не стоит забывать, она — несчастная мать, раздираемая внутренней болью.
Демонстрация скорби с помощью метафор не выглядит новаторской: в хоррорах мы видели нечто похожее сотни раз. Режиссеры, обращаясь к мистике, в основном переосмысливают сцены из «Изгоняющего дьявола», японского «Звонка» и «Приюта». Однако знание контекста придает фильму братьев Филиппу индивидуальность и меняет восприятие рассказанной ими истории.

Дэнни Филиппу говорил в интервью, что материнская скорбь в «Верни ее из мертвых» основана на личной трагедии: его двоюродная сестра потеряла двухлетнего ребенка, и постановщик был рядом с ней в эту минуту. «Мысль о том, что после этого она больше никогда не будет в порядке, и как далеко она зайдет, чтобы исцелиться, была источником вдохновения. Идея бесконечного цикла горя пугает меня», — делился режиссер.
К достоинствам «Верни ее из мертвых» можно отнести не только зловещий и трагический портрет опекунши Лоры. Мрачная, беспросветная атмосфера фильма складывается из множества деталей и подсказок. Белый круг, очерченный вокруг дома Лоры; пустой бассейн, в который спускается Оливер; прядь волос, отрезанная женщиной у мертвого отца ее подопечных, и видеокассеты с записями оккультных обрядов — все эти вещи раскрывают жестокий замысел антагонистки и собираются в единую страшную картину.
Нагнетанием саспенса с помощью эзотерических символов и назревающего конфликта между Энди и мачехой братья Филиппу не ограничиваются. Они буквально кошмарят зрителя изуверским селфхармом, снятым крупным планом. Осторожно: сцена с «поеданием» ребенком ножа рассчитана только на людей с крепкой психикой. И все же жесткие элементы боди-хоррора и небанальная интерпретация одержимости пугают не так сильно, как психологическая составляющая фильма. В форму оккультного хоррора режиссеры помещают серьезные темы материнской травмы, невидимого насилия в семье, злоупотребления родительской властью и утраты доверия к близкому.

Динамика отношений брата и сестры, угодивших в сети коварной мачехи, тревожит и захватывает. Энди и Пайпер постепенно отдаляются друг от друга на фоне опекунского газлайтинга, поэтому страх за уязвимую девочку растет с каждой минутой. Также в фильме безупречные актерские работы: Билли Бэррэтт и Сора Вонг предельно искренни, а Салли Хокинс («Форма воды») и вовсе гениальна в роли потерявшей надежду матери, выбравшей сторону зла.«Верни ее из мертвых» смотрится свежо за счет баланса драмы и потустороннего. Братья Филиппу продолжают развивать свой авторский стиль и устраивают мастер-класс по созданию умного хоррора, пугающего не скримерами, а бытовым злом. История о безжалостной силе горя шокирует и в первые ночи после просмотра рискует поселиться в ваших кошмарах. Не это ли верный признак качественного фильма ужасов?
Оценка Time Out: 8 из 10
Возрастное ограничение: 18+