Рецензия на фильм Ундина, отзывы критиков о кинофильме Undine, все актеры | Time Out

Ундина

Undine   16+

TimeOut

«Ундина»: Русалка и водолаз

Максим Ершов

Ундина (Паула Бер, «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль на Берлинском кинофестивале) работает в берлинском городском музее и читает лекции об архитектуре столицы Германии. Она знает все о стилях ГДР и ФРГ, их различиях и сегодняшнем облике мегаполиса. Талантливый гид убеждена, что прогресс пагубно сказывается на внешнем виде города: форма подчинилась функции, а искусство уже давно не стоит во главе угла.

Ее журчащий, как горный ручей, голос пленяет туристов — им сразу же хочется отправиться к тому месту, где стоял Дворец Республики, и увидеть строительство новой версии Городского дворца. Отдельные здания полностью меняют архитектурный облик Берлина, а заодно и сознание жителей города.

Неожиданно ундину бросает ее парень Йоханнес (Якоб Маченц). Делает он это в их любимом кафе. Несчастной влюбленной не помогает даже всплывшее откуда-то из древних германских легенд эпохи романтизма проклятие. Если Йоханнес уйдет, то обязательно умрет — так уж положено по канонам сказочных традиций, о которых молодой человек забыл.

Ундина возвращается в кафе в надежде, что кавалер успел поменять свое мнение, но, не обнаружив на месте уже бывшего бойфренда, она знакомится с промышленным водолазом Кристофом (Франц Роговски). Молодой человек только что прослушал увлекательную лекцию и хотел поблагодарить за нее прекрасного во всех отношениях оратора. Вспыхнувшее чувство между только что познакомившимися людьми настолько велико, что способно разрушить стоящий в кафе аквариум и сразить героев на месте.

В германо-скандинавской мифологии Ундина — человекоподобное женское существо, связанное с водоемами, дух воды, аналог славянской Русалочки. Естественно, такое имя дано главной героине неслучайно: ее особые отношения с водной стихией сыграют важную роль в сюжете.

Режиссер признается, что при написании сценария он вдохновлялся рассказом писательницы Ингеборг Бахман «Ундина уходит», опубликованном в 1961 году. Однако у образа духа воды есть и более ранние истоки. Впервые эльзасская сказка приобрела форму литературного произведения в 1813 году, когда немецкий писатель эпохи романтизма Фридрих де ла Мотт Фуке опубликовал повесть под названием «Ундина». «Русалочка» Андерсена будет написана позднее.

Вода — основная стихия нового фильма Кристиана Петцольда, как и многих других его лент («Йелла», «Йерихов» и «Барбара»). В самом начале своей лекции Ундина напоминает слушателям, что название немецкой столицы произошло от слова «болото». Берлин окружен прудами, озерами и реками — промышленный дайвер Кристоф без работы не останется.

К середине картины проводником зрителей в мир этой истории становится герой Франца Роговски. Немецкий режиссер одинаково ловко размывает как границы настоящего и прошлого, так и реального и воображаемого. Во вроде бы реалистичный сюжет проникают удивительные и не поддающиеся рациональному осмыслению детали. Уж не выдумал ли Кристоф Ундину и встречу с ней от начала и до конца? А что он, в сущности, знает об этой загадочной девушке? Туманное прошлое, белая блузка, зеленые глаза, обворожительная улыбка и работа в музее — тень, призрак, едва уловимые следы.

Новая работа одного из главных представителей так называемой «берлинской школы» совмещает в себе сказочные мотивы романтических легенд и современные проблемы городской среды и архитектуры. Связующим звеном этих вроде бы никак не сочетающихся тем выступает невозможная любовь, ради которой герои готовы приносить самые страшные жертвы.

Ими движут не законы современного общества, а рок и предначертанность — вроде бы уже вымершие понятия. Зато так гораздо проще протянуть ниточку из настоящего времени в прошлое. Ундина и Кристоф — люди не этой эпохи, им чужды сегодняшние нравы, для них классицизм и рацио не одержали и никогда не одержат победы.

Как и в случае «Транзита», — предыдущей работы Петцольда— главные роли исполняют молодые и талантливые Бер и Роговски. Дуэт получается восхитительный: актеров трудно назвать секс-символами, но невероятная харизма вынуждает верить каждому их движению, забывая о сценарных условностях.

«Ундина» раскрашивает фольклорную историю из прошлого новыми красками. Это кино сильных визуальных образов, не очень-то переживающее по поводу сюжетной логики. А разве настоящая любовь подчиняется банальным законам?

Реклама

Билетов не найдено!

Закрыть