Исполнитель главной роли в фильме Трагедия Макбета, кто играет в кинофильме The Tragedy of Macbeth, все актеры | Time Out
4.0/5

Трагедия Макбета (фильм, 2022)

The Tragedy of Macbeth

Страна
США
Режиссер/Постановщик
Джоэл Коэн

О фильме

Три ведьмы пророчат шотландскому лорду, что он станет следующим королем. Следуя наставлениям амбициозной жены, лорд Макбет решает убить действующего правителя Шотландии Дункана.

Актеры

Рецензия на фильм

«Трагедия Макбета». Бог дал, Бог взял


Туман войны рассеивается. Королю Шотландии Дункану (Брендан Глисон) доносят благую весть — соперник повержен благодаря храбрости лордов Макбета (Дензел Вашингтон) и Банко (Берти Карвел). Медленно шествуя по усеянному телами полю боя, военачальники сталкиваются с тремя ведьмами (всех играет потрясающая театральная актриса Кэтрин Хантер). Они пророчат Макбету титул тана (исторический дворянский титул в Средние века в Шотландии), а позднее и королевский трон. У Банко все иначе — новых титулов ему не видать, зато его потомки образуют новую династию королей. Совсем скоро предсказание сбывается: Макбет получает титул кавдорского тана и сообщает об этом своей жене (Фрэнсис МакДорманд). Раз уж слова из первого пророчества так быстро стали явью, супруги решили не тянуть и претворить в жизнь вторую его часть, тем более король сам приезжает к ним в замок с вечно пьяной малочисленной охраной. А дальше — ложь, убийства и неуемная жажда власти, все по Шекспиру.

С тех пор, как Шекспир написал «Макбета», прошло уже более 400 лет, но актуальность и популярность пьесы в творческой среде не угасает — кто только не брался ее ставить или экранизировать. Наиболее удачные кинематографические попытки воссоздать «Макбета» принадлежат Орсону Уэллсу (1948), Акире Куросаве («Трон в крови», 1957) и Роману Поланскому (1971). Теперь пришла очередь Джоэла Коэна. Именно Джоэла, а не братьев, к чему мы привыкли за 40 последних лет. Знаменитого тандема больше не существует, во всяком случае, пока что. Итан Коэн на время оставил кино и сосредоточился на драматургии — теперь он пишет пьесы. Удивительно, что первой работой Джоэла после распада режиссерского дуэта стала именно экранизация пьесы, одной из основополагающих в мировой литературе.

Однако почему именно «Макбет», да еще и в таком обличии — с минимальными отступлениями от первоначального текста и, соответственно, без попытки современной интерпретации? Сценарная работа Коэна фактически превратилась в редакторскую: Джоэл выжал из пьесы самое важное, полностью сохранив шекспировский слог, и слегка состарил Макбета и его супругу. Бытует мнение, что «Трагедия Макбета» — необычный подарок от режиссера своей жене, Фрэнсис МакДорманд, которая всю сознательную жизнь мечтала сыграть Леди Макбет. Вряд ли хоть одна крупная голливудская студия могла бы финансировать такой внушительный подарок, особенно в пандемийное время: черно-белое кино на экране с соотношением сторон 1,37:1 — это автоматический провал в прокате, даже несмотря на фамилию Коэн в титрах. Оттого единственным возможным решением было обратиться к стримингам. Джоэл и Итан уже работали с Netflix над предыдущим проектом, «Балладой Бастера Скраггса», теперь же помогать вызвался AppleTV+.

В этом, конечно, и кроется одна из ключевых проблем «Трагедии Макбета» — ее невозможно увидеть на большом экране, не считая нескольких показов в избранных кинотеатрах США — это необходимое условие участия в гонке за «Оскаром». Волшебство сохраненных шекспировских строк Коэн вместе с оператором Брюно Дельбоннелем — стиль его «Амели» невозможно спутать ни с одним другим фильмом — подчеркивают сдержанной визуальной эстетикой. Как и в лентах многих немецких экспрессионистов, во главу угла поставлена геометрия кадра: большую роль играют линии, чаще прямые, но расположенные под наклоном, как и покосившееся от жажды абсолютной власти мировосприятие Макбета. Некоторые кадры впору вырезать и помещать в рамку, чтобы любоваться красотой геометрически выверенного пространства.

В минималистичных декорациях, окутанных туманом и нежным колышущимся флером, гуляют типично коэновские герои. Казалось бы, что может быть общего у 400-летней пьесы и привычных современному зрителю персонажей одного из братьев? На самом деле точек соприкосновения много: взять хотя бы легкую наживу, которая будто с неба падает в руки к героям, одолеваемым стойким желанием обладать чем-то большим. В такой же ситуации оказывались главные действующие лица «Фарго» и «Старикам тут не место». Да и исход был трагическим для всех — неудивительно, что такой же ожидает и Макбета. В этом смысле очередное прочтение шекспировской классики не выбивается из ряда коэновских лент. Правда, разницу уловить все же получится. Раньше Джоэл и Итан снимали истории, в которых хватает юмора, случайности и трагедий — сейчас же осталась только трагедия. Это совсем не похоже на знакомого нам режиссера, которому и повода-то не надо искать, чтобы поиронизировать.

Можно сколько угодно спорить, нужен ли кинематографу новый старый «Макбет» с его почти забытым слогом, архетипическими героями и упреком в сторону воплощенной наяву человеческой низости. Коэн в этом споре занял понятную, но не совсем ожидаемую от него позицию ярого консерватора, который отказывается от новых интерпретаций. В конце концов, нельзя же искать ее в кастинговых решениях — на некоторые ключевые роли были приглашены афроамериканские актеры. Высшего смысла в этом, конечно, не найти, однако лишний раз посетить коэновский то ли театр, то ли вовсе арт-проект просто необходимо. Разве можно где-то еще отыскать такое уважение к классике, выраженное в каждой, даже самой мелкой детали?

Открыть рецензию