Фильм Супернова (Великобритания, 2021): трейлер, актеры и рецензии на кино
4.0/5

Супернова (2021 год)

Supernova   18+

Страна
Великобритания
Режиссер/Постановщик
Гарри Макквин
Премьера в мире
11 марта 2021 г.

О фильме

Сэм и Таскер путешествуют по Англии на фургоне: видятся с друзьями, навещают членов семьи и заезжают в места из прошлого. Проведенные вместе дни — самое важное, что у них есть. 2 года назад у Таскера диагностировали деменцию, его воспоминания и воля к жизни стремительно исчезают.

Актеры

Рецензия на фильм

«Супернова»: Британская лирика космической любви


Бывший пианист Сэм (Колин Ферт) и писатель Таскер (Стэнли Туччи) — однополая пара. Они отправляются в путешествие по Великобритании в уютном доме на колесах. Впереди их ждут живописные ландшафты: внушительные холмы, горы, широкие поля, кристально чистые озера и всего одна петляющая дорога, ведущая в неизвестность. Помимо этого, их подстерегает большое горе, которое невозможно избежать — у Таскера обнаружена быстро прогрессирующая деменция. Он постепенно превращается в старика, неспособного проявлять свое писательское мастерство так, как раньше, может забыться и заблудиться в бескрайних британских просторах в отсутствии Сэма, да и жизнь для него превращается в череду банальностей — в простое ожидание смерти.

Сэм совсем не готов мириться со скорым уходом Таскера, поэтому они и отправляются в путешествие. Он надеется вернуть супругу тягу к жизни, вспомнить яркие пятна их совместной биографии и хоть на миг продлить счастье их неугаснувшей любви.

В астрофизике суперновой, или сверхновой, называют явление, в ходе которого звезда резко увеличивает свою яркость, вспыхивает и после этого медленно затухает. Звездная тема в ленте молодого британского режиссера Гарри Макквина вообще выходит на первый план: это не только большая метафора ухода Таскера, это еще и любимое занятие героя — разглядывать в телескоп ночное небо. В этом он находит умиротворение и экзистенциальный смысл.

В «Супернове» Гарри Макквин не ставит перед собой задачу громогласно заявить о правах меньшинств, в отличие от многих фильмов на ЛГБТ-тематику, поэтому отпугнуть закоренелых консерваторов ленте вряд ли удастся. У картины абсолютно другое настроение. Более того, она напрочь лишена плакатных лозунгов — это, прежде всего, трагическая история любви, которой скоро суждено закончиться. Сэму и Таскеру попросту не требуется бороться за свой голос в обществе — за долгие годы совместной жизни они уже пережили всякое, да и многочисленные родственники души в них не чают.

Их любовь кроется вовсе не в высокопарных словах или недостижимых мечтах, а в легких мимолетных касаниях и поцелуях. С помощью таких тонких, но при этом заметных мазков Макквин рисует меланхоличную картину, в которой сентиментальности ровно столько, сколько нужно. Режиссер не решается давить на зрителя и настойчиво демонстрировать признаки болезни Таскера — этому уделено лишь несколько недолгих сцен. Развитие деменции мы ощущаем и переживаем где-то глубоко внутри вместе с Сэмом, который старается всячески отдалить тяжелый момент, но понимает, что как раньше уже не будет никогда. Осознающий это Таскер не хочет становиться обузой для супруга, не хочет запомниться близким немощным больным и задумывается об эвтаназии.

Тихая первая половина «Суперновы» постепенно сменяется чуть более громкой второй — внешнее спокойствие Сэма и скрытые за ним глубокие страдания все чаще выплескиваются наружу. В фильме есть лаконичный и аскетичный диалог на кухне, формально выступающий катарсисом, — Ферт и Туччи, будто ракеты, стремящиеся в небо, достигают космического уровня актерского погружения в свои образы. Всего лишь в одной сцене Сэм переживает острейший период своей жизни, одновременно испытывая и отрицание, и гнев, и в конце концов принятие.

Актерский дуэт Туччи и Ферта — лучшее, что могло случиться с фильмом. Даже несмотря на отсутствие у режиссера Гарри Макквина должного опыта в полнометражном кино, два по-настоящему больших актера согласились исполнить свои роли. По всей видимости, решающим фактором в их выборе стало именно настроение ленты и чрезвычайно тонкое видение постановщика. Он в итоге снял до мозга костей британский фильм — интеллигентный, лиричный и крайне живописный.

«Супернова» способна одновременно и растрогать, и отправить в меланхоличное путешествие к звездам, пусть даже с ожидаемо горьким финалом. Правда, и в этой горькости всегда можно найти незначительные крупицы настоящего счастья. Оно скрыто за музыкальной поэзией и малозаметной улыбкой героя Ферта в самом последнем кадре, подчеркивающем бесконечность любви. Совсем как бесконечность Вселенной, в которой обязательно останутся частицы резко вспыхнувшей и погасшей звезды.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa