Рецензия на фильм Рыцари справедливости, отзывы критиков о кинофильме Retfærdighedens ryttere, все актеры | Time Out

Рыцари справедливости

Retfærdighedens ryttere   18+

TimeOut

«Рыцари справедливости»: Возмездие — дело тонкое

Вера Аленушкина

Кровавая мясорубка в Дании началась с пустяка. Очаровательная эстонская девочка захотела получить в подарок синий велосипед, но в магазине, как назло, был только красный. Тогда услужливый продавец позвонил своим датским подельникам — и те угнали первого же попавшегося двухколесного друга, у старшеклассницы Матильды. Из-за этого девочка не смогла добраться до школы, и мама решила устроить ей мини-турне по городу в качестве утешительного приза. Из него женщина не вернулась — в их электричку внезапно влетел товарняк, и через пару дней мать Матильды похоронили.

Матильда, к счастью, осталась жива, но ей постоянно казалась, что случайностью эта трагедия не была. Ответ на ее загадку нашел некий полусумасшедший ученый по имени Отто (Николай Ли Каас), который тоже ехал в том злополучном поезде. Он сумел доказать, что столкновение было не халатностью железнодорожников, а терактом. Вместе с парочкой таких же гениев-фриков (Николас Бро и Ларс Брюгманн) Отто заявляется на порог к отцу Матильды, бравому военному по имени Маркус (Мадс Миккельсен), у которого осталось в жизни только одно желание — поквитаться с кем-нибудь за смерть жены. Но кому именно нужно мстить, Маркус пока что не понимает.

Статистика, как говаривали классики отечественной сатиры, знает все. Ведает она и то, что даже самые «железобетонные» выводы, сделанные на основе ее же данных, могут быть ложными. Или то, что «благородный мститель», пожелавший стать вторым Робин Гудом и взявший в собственные руки меч правосудия, легко превращается в рядового убийцу. Примерно об этом Андерс Томас Йенсен, один из самых ярких представителей датского кино, и снял свой новый проект, который лукавые прокатчики почему-то нарекли комедией.

На самом деле комедийного в «Рыцарях справедливости» не так уж и много — за все элементы этого жанра здесь отвечает только чудо-троица фриков, жаждущих привести хаос к общему знаменателю. Отто и его соратники уверены, что любое событие возможно предугадать и к любой «случайности» ведут цепочки причинно-следственных связей. Это «знание» и превращает великовозрастных мужей-неудачников в чудаков, делая их идеальными мишенями для режиссерского стеба.

Однако ничего комедийного нет в персонаже Мадса Миккельсена. Более того, Маркус — фигура трагическая. Он живет по законам патриархата — в его понимании обида смывается только кровью, мужественность измеряется силой кулака, а поход к психологу или даже простое проявление нежности считается уделом для слабаков. Смерть жены ставит такого «крестоносца» в тупик — понятно, что нужно кому-то мстить, но кому? Единственным понятным и привычным выходом для него становится агрессия, но она приводит к еще одной катастрофе, и мир Маркуса рушится, едва не похоронив под обломками его самого.

В фильме комедия «звучит» не так громко, но в этом и один из главных плюсов «Рыцарей справедливости». Андерс Томас Йенсен снял мощное межжанровое кино, в котором сумел «поженить» брутальность бескомпромиссного боевика, иронию над детективными штампами и нервозность серьезной психологической драмы. Впрочем, при желании в фильме можно увидеть даже элементы рождественской сказки — они есть в музыке на радио и в хлопьях снега, вальсирующих в кадре. Так и эстонская девочка ждет чуда, и оно, несмотря ни на что, ее находит.

Билетов не найдено!

Закрыть