Рецензия на фильм Мания, отзывы критиков о кинофильме The Novice, все актеры | Time Out
6/10
3.0/5

Мания (2021 год)

The Novice   18+

Страна
США
Режиссер/Постановщик
Лорен Хэдэуэй
Длительность
94 мин.
Премьера в мире
13 июня 2021 г.
Премьера в России
24 марта 2022 г.

О фильме

Александра учится в университете и стремится быть лучшей во всем. Она решает присоединиться к команде гребли, чтобы испытать свои физические и психологические возможности.

Актеры

Рецензия на фильм

«Мания». Академическая гребля для одержимых


Алекс Далл (Изабель Фурман) — активная и чрезвычайно целеустремленная первокурсница, мечтающая стать лучшей во всем. За что бы она не бралась, все становится для нее идеей фикс. Тест по физике? Алекс будет выполнять его столько раз, сколько нужно для высокой оценки, задерживаясь в аудитории на несколько часов. С таким же настроем в начале учебного года она записывается на факультатив по академической гребле. Вот только стать лучшей у нее не получается — ее соперница и заодно новая подруга Джейми Брилл (Эми Форсайт) всегда оказывается на шаг впереди. Для Алекс это настоящий вызов и не повод опускать руки: ежедневные изматывающие тренировки в пять утра, отказ от привычных студенческих радостей и зацикленность на результате — все это очень скоро станет похоже на зависимость, побеждать которую она даже не планирует.

Обманываться описанием сюжетных перипетий не стоит — «Мания» (в оригинале The Novice, новичок или новенькая) совсем не похожа на спортивную драму о преодолении и победе, вырванной зубами, хотя лента не обходится без деталей и режиссерских решений, присущих жанру. К примеру, погружение в теорию академической гребли, которая вообще-то не так часто попадает в поле зрения кинематографистов, происходит в самом начале фильма. За этим следует бодрый монтаж из тренировок Алекс, стремящейся познать все азы нового для себя вида спорта и попасть в главную команду университета. В отличие от схожего решения в «Рокки», музыка в «Мании» куда более напряженная — одержимость в этот момент все ближе подступает к девушке. И это неслучайно.

Постановщица Лорен Хэдэуэй, для которой «Мания» стала полнометражным дебютом, десять лет назад работала над «Одержимостью» Дэмьена Шазелла, где отвечала за монтаж звука. В ее первом сольном режиссерском проекте отчетливо прослеживаются отголоски «Одержимости» — такой же ярый главный герой, мечтающий быть лучшим, такие же страдания на грани фола, разбитые до крови руки и льющийся рекой пот. Нет только учителя-садиста, подталкивающего к достижению результатов, которые когда-то казались недосягаемыми вершинами. Напротив, и тренеры, и преподавательницы — одна из них станет любовным увлечением девушки — твердят ей: «Иногда нужно сдаться». В роли садиста выступает сама главная героиня, фактически никак не мотивируя свою больную зацикленность. Эта очевидная психологическая проблема становится для Алекс серьезным барьером при попытке пробиться в команду, так как партнерши попросту не принимают новенькую.

Алекс — безусловный сценарный, конфликтный и любой другой центр «Мании», ее главная тайна и ключевая проблема. У героини практически нет предыстории. Хэдэуэй говорит об этом лишь впроброс и явно недостаточно. Мотивы Алекс тоже остаются загадкой. Речь о них заходит в небольшом, но достаточно важном диалоге любовниц: они вспоминают полет американцев на Луну и сходятся во мнении, что это не столько технологическое достижение, сколько проверка возможностей, знакомство с человеческими пределами. Как говорил Джон Кеннеди: «Мы делаем это не потому, что это легко, а потому, что это трудно». Сойдет ли это за мотив главной героини, убивающей себя ради победы в бою с тенью? Большой вопрос.

В итоге, все, к чему сводится узкопроблемный подход Хэдэуэй в «Мании» — это мысль о том, что любая маниакальная страсть к чему бы то ни было разрушительна и чревата последствиями вроде потери связи с реальностью, проблем с коммуникацией и тяжелых личностных расстройств. Отказ постановщицы от создания более объемного персонажа стал для фильма стратегической ошибкой. Из-за этого «Мания» не работает ни как драма, ни как спортивное кино, позволяя зрителю на себе ощутить лишь дуновения смежных жанров — психологического триллера и хоррора.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Постеры