Рецензия на фильм Махинаторы, отзывы критиков о кинофильме Schemers, все актеры | Time Out

Махинаторы

Schemers

TimeOut

«Махинаторы»: Промоушен по-британски

Тимур Алиев

Великобритания, ранние 1980-е. Во главе страны железная леди Маргарет Тэтчер, британская экономика активно реформируется. Юный парень из Шотландии по имени Дэйви (дебютант Конор Берри) получает серьезную травму, из-за которой о дальнейшей футбольной карьере приходится забыть. Прозябать в шотландской глубинке герой не намерен, да и на завод «как все» ему отправляться не хочется. Вместе с парой друзей Дэйви организовывает концерты различных музыкальных коллективов в родном Данди, четвертом по величине городе Шотландии. Проблемы начинаются, когда на новомодных промоутеров обращают внимание местные бандиты.

Как и для актера Конора Берри, так и для режиссера и сценариста этой истории Дэйва Маклина «Махинаторы» — дебютная работа в кино. Маклин, будучи сам в прошлом концертным промоутером из Шотландии, в общем-то изложил в фильме собственную автобиографию, конечно, снабдив ее художественными преувеличениями, как подобает лентам такого формата дабы не сгущать краски. Уже на первых минутах нас встречает цитата из Хантера С. Томпсона о музыкальном бизнесе, который заполонили воры и сутенеры. А в первом же эпизоде «Махинаторов» персонаж Конора Берри убегает от озлобленного бугая в духе Юэна Макгрегора из знаменитой сцены «На игле».

Очевидно, Дэнни Бойл послужил примером для подражания Дэйву Маклину: цитирование одного из самых популярных фильмов этого британского режиссера повторится в «Махинаторах» еще несколько раз. Но несмотря на отличный образец для подражания, крепкой драматургией дебют Маклина похвастаться не может. Действию сильно недостает динамики; там, где кино разгоняется, ему ставит «подножку» резвый монтаж, сбивающий нарастающее напряжение происходящего. Если Дэйви в исполнении Конора Берри еще более-менее раскрыт с разных сторон, то о других участниках событий такого сказать нельзя. Добрую половину хронометража сложно даже запомнить, как зовут главных героев — об антагонистах и персонажах второго плана нечего и говорить.

Сложно однозначно утверждать, к какому жанру «Махинаторы» относятся и какой аудитории могут быть интересны. Байопик музыкального промоушена из провинции, в итоге переросшего в продюсерство и открывшего миру Placebo? Но ленте недостает исторических персонажей. Хулиганский бунт против консерваторов правительства Тэтчер, которыми несомненно были родители Дэйви (недаром отец предлагает ему стабильную работу с 9 до 17, «лишь бы дурью не маялся»)? Но картина слишком далеко уходит от политики. Можно было бы подать историю в обертке из криминальной комедии, да только с антагонистом и его прихвостнями у сценаристов тоже не сложилось. Образ главного бандита очерчен буквально парой штрихов да пачкой стереотипов — он никогда не пачкает руки сам, не смотрит в глаза, и за весь хронометраж произносит от силы десяток высокопарных реплик о деньгах и обязательствах всех окружающих перед ним.

Фильму, несмотря на феерию, разворачивающуюся в финальной 1/3 повествования в связи с приездом группы Iron Maiden в маленький городок Данди, больше нечем удивлять. Автор будто не ставил задачи вызвать хоть какие-то эмоции у потенциального зрителя: «Махинаторы» больше напоминают ярмарку тщеславия имени Дэйва Маклина. Впрочем, даже внутренние детали музыкального бизнеса, который Дэйви с компанией по сути выстроили с родном Данди с нуля, режиссер не удосуживается раскрыть. Все, что мы наблюдаем на протяжении 90 минут — бесконечные перебежки Дэйви между букмекерскими конторами, телефонной будкой, клубом и логовом местной мафии, которая на первых порах выступает инвестором сомнительного шотландского стартапа.

Как и Бойл, Маклин использует закадровый голос, поясняющий происходящее на экране в то время, когда действие будто поставлено на паузу. За неимением ярких актерских образов, слаженной режиссуры и остросюжетного сценария «Махинаторы» отчаянно пытаются выехать на ностальгических музыкальных композициях 80-х, сопровождающих повествование, а также вкраплении небольших камео — постеров музыкальных групп того времени. Вероятно, на большее не хватило бюджета: даже концерты, происходящие в клубе у ребят, показываются лишь одним-двумя планами в течение 2-3 минут. На поле дебютных картин о музыке, перевернувшей мир, Дэйв Маклин значительно уступает тому же «Рейву» Брайна Уэлша, рассказывающему о зарождении популярного музыкального направления в Великобритании 90-х годов. Единственная «жемчужина» ленты Маклина — Конор Берри, за дальнейшей карьерой которого теперь стоит внимательно следить.

Реклама

Билетов не найдено!

Закрыть