Фильм Дело (Россия, 2021): трейлер, актеры и рецензии на кино
4.0/5

Дело (2021 год)

16+

Страна
Россия
Режиссер/Постановщик
Алексей Герман-младший
Премьера в мире
23 сентября 2021 г.

О фильме

Литературовед Давид Гурамович обвиняет мэра провинциального города в растрате крупной суммы, но сам становится фигурантом уголовного дела. Героя сажают под домашний арест, все знакомые советуют ему как можно скорее пойти на мировую, но он упрямо идет до конца. Специалист по литературе Серебряного века вступает в борьбу не только за идеалы, но и за существование.

Актеры

Рецензия на фильм

«Дело». Тяжба о пятнадцати стульях


Опасное это занятие — проводить научные конференции. К примеру, ты выигрываешь крупный грант, закупаешь оборудование, приглашаешь ученых со всего мира… А потом к тебе в дом стучится полиция: «Отчитайтесь-ка, голубчик, о потраченных средствах. А то мы пятнадцать стульев, будто бы тобой купленных, почему-то найти не можем…».

Звучит, конечно, смешно, но Давид Гурамович (Мераб Нинидзе) — специалист по литературе Серебряного века — оказался именно в такой ситуации. Впрочем, он уверен, что пропавшая мебель в данном случае ни при чем. Ведь незадолго до повестки в суд Давид нарисовал карикатуру на местного мэра, обвинив того в воровстве. Вот хозяин города и решил обидчика посадить. Однако, если «карикатурист» покается, то получит «условку». А если будет продолжать «клеветать» на мэра и твердить о своей невинности, то очень скоро окажется за решеткой.

Сценарий «Дела», который Алексей Герман мл. написал вместе с Марией Огневой, был готов еще лет шесть назад. Однако найти деньги на его реализацию не удалось, и проект лег на полку. Достать его оттуда помог коронавирус: из-за локдауна съемку масштабного блокбастера «Воздух», которым тогда занимался Алексей, пришлось приостановить, и съемочная группа на несколько месяцев осталась без работы. Когда часть ограничений была снята, стало понятно, что в новых реалиях можно снимать только камерные драмы, для которых требуются одна-две локации и минимальное количество сотрудников. Сценарий «Дела» идеально вписывался в эти условия.

Важно и то, что за прошедшие шесть лет проект не растерял своей актуальности. Даже наоборот: ситуация с коррупцией, мягко скажем, лучше не стала. «Дело» же это явление препарирует очень точно: перед нами история идеалиста, который попал в мясорубку взаимоотношений с проворовавшимся чиновником, дорвавшимся до кормушки и не желающим эту кормушку терять. Поэтому между ними стартует необъявленная война, в ходе которой скромный профессор-литературовед потеряет все: репутацию, работу, здоровье. Его посадят под домашний арест, выгонят из университета с волчьим билетом, у него под окном начнутся «стихийные» митинги, в которых хорошо проплаченные пенсионеры недружным хором будут орать «позор-позор».

Однако самое интересное закручивается тогда, когда из социальной драмы «Дело» превращается в драму психологическую. Давид Гурамович — не романтизированный бунтарь, встающий в полный рост под пулеметным огнем. Каждый день он вынужден выбирать — сворачивать с тропы или идти дальше, и каждый раз это решение очень болезненно. К тому же живет он не в вакууме, поэтому своим геройством мучает не только себя, но и тех, кто рядом. Давид вообще довольно эгоистичен в своем упрямстве, и эта черта лишает его романтического ореола.

Другие персонажи «Дела» прописаны очень общо, буквально пунктиром: у них всего по паре-тройке значимых черт. Это вечно ворчащая мать Давида (Роза Хайруллина), медсестра, отказывающаяся делать ему укол (Светлана Ходченкова), уговаривающий сдаться следователь (Александр Паль), сантехник, перекрывающий воду и т.д. Это все добрые и симпатичные люди, понимающие профессора и одобряющие его поступок, однако большинство из них формально оказываются по другую сторону баррикад. Ведь поддержка тех, кто находится в конфронтации с сильными мира сего — удовольствие дорогое. За такое можно и с работы вылететь, и на всю жизнь калекой остаться. Поэтому Давида не поддерживает никто, кроме матери и адвоката (Анна Михалкова), которой терять практически нечего.

Как бы то ни было, сам Алексей Герман мл. не считает свое кино политизированным или протестным. Для него это просто серьезный разговор о коррупции — явлении, которое родилось не вчера и не закончится завтра по взмаху волшебной палочки. «Дело» — наглядный рассказ о том, что будет с человеком, которого методично и четко перемалывает представитель госаппарата, однако, по словам режиссера, никаких протестных элементов в фильме нет: он ни к чему не призывает и никого не предает анафеме. Впрочем, нет ли в этом некой доли лукавства? Time Out предлагает вам проверить это самим.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa