Фильм 13 жизней (Великобритания, 2022): трейлер, актеры и рецензии на кино
5.0/5

13 жизней (2022 год)

Thirteen Lives

Страна
Великобритания
Режиссер/Постановщик
Рон Ховард
Длительность
147 мин.
Премьера в мире
29 июля 2022 г.

О фильме

Спасательная операция по освобождению 12 мальчиков и их футбольного тренера из системы подземных пещер в Таиланде.

Актеры

Рецензия на фильм

«13 жизней». Футбольная команда, за которую болел весь мир


Лето 2018 года – большой футбольный праздник. В России в самом разгаре Чемпионат мира по футболу, команды соревнуются за титул, а болельщики с замиранием сердца следят за своими кумирами. В это же время на другом конце света проходит куда более важное соревнование – соревнование за жизнь. Детская футбольная команда из Таиланда после тренировки отправляется в пещеру Тхамлуангнангнон. В момент, когда все ребята находятся в одной из самых дальних от выхода точек, начинается чудовищный ливень, который затапливает пещеру. Родители начинают бить тревогу, а власти готовят спасательную операцию. К ней присоединяются волонтеры из разных стран. В том числе и профессиональные дайверы с 30-летним опытом Рик Стэнтон (Вигго Мортенсен) и Джон Волантен (Колин Фаррелл). Вместе с группой тайских морских котиков им предстоит найти и вызволить детей и их тренера из природной ловушки.

За спасением детей из таиландской пещеры весь мир следил не менее напряженно, чем за матчами Чемпионата мира, поэтому не секрет, что все 13 пропавших были вызволены. История спасения получилась на редкость голливудской – вплоть до малейших деталей: международная команда спасателей, нетривиальные решения, бесконечный героизм, стойкость детей, поджидающие за поворотом неожиданные трудности. Вряд ли продюсеры Фабрики грез вообще задавались вопросом, стоит ли переносить эту историю на экраны. Сама жизнь написала идеальный сценарий, кинематографистам оставалось лишь найти подходящего режиссера и главных действующих лиц.

Кандидатура Рона Ховарда, кажется, устроила абсолютно всех. У маститого режиссера есть опыт съемок кино, в котором человек противопоставлен силам природы («Обратная тяга», «В сердце моря»). А его «Апполон-13» – большой и громкий фильм о чудесном спасении, к которому сложно придраться. Из таиландского кейса он создал примерно то же самое – эмоциональное, чрезвычайно напряженное и исторически точное кино. Ховарду не повезло лишь в одном. Фильм об этом спасении уже был снят – документальный проект «Спасательная операция» от режиссеров оскароносного «Фри-соло» за год до «13 жизней» до мельчайших подробностей рассказал о тонкостях работы водолазов и героических действиях всех, кто принимал участие в операции.

Впрочем, художественную версию событий сворачивать никто не стал, и лента Ховарда все-таки добралась до стримингового сервиса Amazon Prime. Перед зрителем предстала удивительная картина. Режиссер не позволяет ей топтаться на месте ни на секунду, несмотря на внушительный хронометраж – почти два с половиной часа. Спустя десять минут после начала детская команда уже попадает в ловушку, еще через десять минут к операции присоединяются главные герои, британские спасатели. Действие разворачивается стремительно.

В таком кино перед создателями часто встает сложная дилемма: идти по пути физического и морального истощения, концентрируясь на экзистенциальных вопросах и рассуждая об эмоциональном состоянии героев по разные стороны беды, или с самого начала позволить действию заполнить пространство фильма. Ховард выбирает второй вариант. В центре внимания камеры Сэйомбху Мукдипрома (оператор лучших фильмов Апитчатпона Вирасетакула и Луки Гуаданьино) вовсе не родительские переживания или хватающиеся за любую возможность выжить подростки, а спасатели и их сложная работа. Этим «13 жизней» отличается от других подобных фильмов, которые различными средствами «затапливают» зрителя излишней сентиментальностью. Ховард делает это порционно, что позволяет ему вывести зрителя на эмоциональный пик в самый нужный момент. Помогает ему в этом пылкий и слегка патетический саундтрек Бенджамина Уоллфиша, исполняющий функцию, схожую с музыкальным таймером Ханса Циммера в «Дюнкерке».

Вигго Мортенсен и Колин Фаррелл совсем не похожи на типичных голливудских геров – они не закуривают сигаретку, повернувшись спиной к опасности, не обладают грудой мышц и не кичатся своим профессионализмом, хотя здраво о нем напоминают, когда это действительно необходимо. В любом другом случае появление их персонажей можно было бы назвать заигрыванием с западной публикой, которой нужны «свои герои», но и тут Ховарда обвинить не получится – Рик Стэнтон и Джон Волантен были главными действующими лицами истории со счастливым концом.

«13 жизней» – простое, понятное, предельно эмоциональное и настоящее голливудское кино старой школы. Такое же, каким в прошлом году была «Последняя дуэль» Ридли Скотта. Успех Рона Ховарда заключается в том, что он практически полностью отказался от всеобъемлющей манипуляции завороженным зрителем, которым режиссеру управлять зачастую чуть проще. Финальная помпезность не выглядит искусственной, а честный и отчасти прямолинейный режиссерский метод Ховарда невозможно не уважать. Да и самый большой недостаток картины не связан с ее художественной ценностью – «13 жизней», к сожалению, не увидеть на большом экране.

Открыть рецензию

Трейлер

Кадры из фильмa

Фильм в коллекциях