Уральская новь | Главное | Time Out
Главное

Уральская новь

  4 апреля 2010
3 мин
Уральская новь
Знаменитый пермский писатель и историк Урала рассказал, как и для кого делался «Хребет России». Интервью: Михаил Визель

На обложке книги написано: «Алексей Иванов. Хребет России». Но под этой
надписью изображены три
человека: Леонид Парфенов, Алексей Иванов и никому не известная красивая девушка Юлия Зайцева. Как сложилась такая
конфигурация? Кто на кого
и в какой последовательности вышел?

Конфигурация сложилась следующим образом. В 2006 году я придумал проект «Хребет России». Идея его состояла в том,
чтобы про Урал в одном формате снять фильм и написать книгу. В качестве образца для фильма я видел «Российскую империю» Леонида Парфенова. А книга должна быть не учебником по краеведению и не путеводителем, а всем одновременно и еще чем-то большим. Но я понимал, что подобный фильм
о провинции никто смотреть
не будет, а без фильма и книгу
не станут покупать. Для фильма нужен ключ, новый поворот
темы. И такой вот ключ я обрел
в лице Юлии Зайцевой, которая
была организатором фестиваля
«Сердце Пармы». Юлия занимается экстремальными видами
туризма, и я подумал: именно с этой точки зрения Урал и нужно предъявлять всей России.

Кто целевая аудитория
фильма?

Люди молодые, мобильные, с определенным достатком, необходимым для путешествий, самостоятельные, без дутого пафоса и без презрения к своей
стране. Та аудитория, которая
отдыхает на квадроциклах и снегоходах. Вот им и надо рассказать, как можно совместить
отдых, развлечение и познание.
Когда все это у меня сложилось, как по волшебству раздался звонок Анатолия Борисовича Чубайса. Я рассказал
о своей идее и получил финансовую поддержку. После этого
Юлия учредила продюсерский
центр «Июль», и мы начали отбирать места для фото- и теле-
съемок. Летом 2007 года сняли
пилотный ролик для будущего
фильма, а осенью того же года я предложил сотрудничество Леониду Парфенову и студии «Намедни». И дела с книгой и фильмом двинулись параллельно.

Книга устроена таким образом, что каждая глава меня
как читателя чем-то удивляет, сообщает что-то новое
и неожиданное. Это было
требование телевизионщиков к сценарию или ваше
собственное понимание задачи?

Ну какие могут быть «требования телевизионщиков», если я сам выступаю заказчиком продукта? Мне самому хотелось
сделать так, чтобы каждый разворот был законченным эпизодом, комплексным представлением определенной темы,
где гармонично сочетались бы текст и фотографии. И желательно, чтобы снимки были на одну тему, но с нескольких мест
— для «стереоэффекта».

То есть книга — это полностью ваш авторский продукт, вы один за нее отвечаете — без Парфенова и без кого бы то ни было?

Конечно. И фотографии подбирал я сам. Я же принимал
и замечательный дизайн
Вадима Пожидаева, главного
«стилиста» этой книги. Я ведь
из писательства как такового
ушел достаточно давно. Занимаюсь культурными проектами,
которые реализует «Июль».
Их все нужно продюсировать,
в одиночку уже не сделать, в штанишки индивидуального
предпринимателя не влезть. К примеру, та же книга «Хребет
России»: в ней половина территорий не охвачены съемками
«Намедни». Надо было отправлять туда фотографов на сессии. Пока что в основном
проекты «Июля» реализуются
на уровне отдельных регионов.
Но опыт «Хребта России» дает
нам уверенность, чтобы поднимать планку.